Людмила Низдерка
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)
Ручная умелость связана с речью, как высшей психической Функцией человека, и оказывает влияние на ее развитие. Для нормальной речевой деятельности необходима согласованная работа всего головного мозга и других отделов нервной системы. Кора больших полушарий головного мозга состоит ив лобной, теменной, височной и затылочной долей. В лобной доле расположены верхняя, средняя и нижняя лобная извилины. В нижней лобной извилине (сзади) находится центр Брока - моторный центр речи. На средней лобной извилине находится центр письменной речи, рядом проецируется корковая зона руки. В височной доле, в верхней височной извилине сходится сенсорный центр речи, центр Вернике. В ствол мозга входит : мост ствола мозга,мозжечок,продолговатый мозг и средний мозг. Эти образования в большей или меньшей степени участвуй в регуляции мышечного тонуса, в выполнениях,требующих большой точности и плавности мелких движений пальцев рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста (опыт работы)» размещена в разделах
Начинать работу по развитию, мелкой моторики нужно с самого раннего возвраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым активные точки, связанные с коркой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков. Малышам от года до трех лет упражнения дают в упрощенном варианте,доступном их возврасту. Работа по развита движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задание должно приносить радость ребенку,нельзя допускать переутомления и скуку.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики «пальчиковые игры» Эти игры очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. " Пальчиковые игры ". как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе " пальчиковых игр " дети,повторяя движения взрослых,активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать выполнение на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо историй, сказок. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся уже двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, кубиками, шариками и т. д.
Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Начинаем работу с простого проведения линии посреди дорожки и постепенно усложняя до соединения по точкам, проведения графических диктантов.
К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например,плетение ковриков из бумажных разноцветных полос). Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макроме. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии " Сделаем бусы". Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники,каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее прокалывается. Готовые бусы нанизывают на нитку.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Из вырезанных фигурок дети могут составлять целые композиции - аппликации. Мальчики - батальные сцены, фантастические картины на различные темы. Девочки - сказочные сюжеты из жизни принцесс, животных. Большое место
уделяем рукоделию. Рукоделие приучает детей к аккуратности, точности, внимательности,настойчивости.
На занятиях по математике широко используем приемы выкладывания из спичек, палочек,как по образцу,так и из своего воображения, объясняя при этом, что ребенок задумал, как представляет себе.
Различные виды мозаики, мелкого пластмассового и металлического конструкторов присутствуют в течение всего дня.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствуют концентрации внимания,т. к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления. чтобы получить желаемые результаты. Оригами стимулирует и развитие памяти, т. к. ребенок, чтобы сделать поделку должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами активизирует мыслительные процессы, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру - драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Оригами развивает силу пальцев, силу мышц, точность движений руки и пальцев, движение руки и глаз.
Программу по развитию мелкой моторики мы стараемся включить во все виды обучающейся деятельности, и как занятия (оригами, конструирование,ручной труд, и как Физкультминутки, и как часть занятия.
Много работы уделяем индивидуальному обучению, создаем такие ситуации,чтобы ребенку интересно было путешествовать по различным лабиринтам и картам к заветной цели. На занятиях по ручному труду используем природный материал - шишики,семена.
Сейчас выпускают различные игрушки вроде " Хамелеона ", мячей из каучука, чему
тоже мы находим применение и в индивидуальной деятельности, и в самостоятельной. Развивая силу пальцев руки, моторику руки, мы тем самым развиваем его речь, ведь все с чем он соприкасается, ребенок должен увидеть, понять, истолковать смысл. Учитывая уровень ребенка, предлагаем детям задания разные по сложности.