МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Сиверина Анна Викторовна
Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста

Аннотация: В данной статье рассмотрен процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраст, при помощи развития мелкой моторики. Методика освоения детьми звуков, игры по логопедии необходимые для формирования нормальной речи ребёнка. Рассмотрена работа педагогов с детьми и родителями детей имеющими нарушения речи для формирования полноценного строя речи, соответствующего возрастным особенностям ребенка дошкольного возраста. Рассмотрение автоматизации звуков, как необходимости нормального развития ребенка дошкольника.

Публикация «Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: логопедия, автоматизация, дидактическая игра, дошкольный возраст, тяжёлые нарушения речи

В течение последнего десятилетия в центре внимания многих исследований является развитие связной речи. Язык явление общественно уникальное выступает средством общения, познания и воздействия, центром духовной культуры народа, основной формой проявления национальной и личностного самосознания. Как известно, на развитие связной речи влияет много факторов: речевая среда, общение со сверстниками, слушание радио- и телепередач, просмотр видеофильмов и так далее. Однако, решающее значение в формировании такого качества, как связная речь, имеет учебный процесс, поскольку связная литературная речь «продукт целенаправленного систематического обучения».

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. Все чаще детям дошкольного возраста ставится диагноз – «общее недоразвитие речи».

При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся как к звуковой, так и смысловой стороне: грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение.

Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году. Позже, на основе специально проведенных исследований было выдвинуто мнение о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков [6].

В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и другое. Развитие связной речи умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания одно из основных и самых сложных направлений в коррекционном обучении детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами [4]. Формирование красивой, лексически богатой, правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у детей с общим недоразвитием речи имеет первостепенное значение для перехода детей дошкольного возраста к новой учебной деятельности. Ведь именно от уровня развития связного высказывания зависит успешное овладение детьми образовательной программой в школе: приобретение навыков учебного монолога, грамоты, письма, способность донести свои мысли и знания до преподавателя. В настоящее время очевидна необходимость поиска наиболее эффективных приемов и методов для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

При построении логопедических занятий нужно подбирать соответствующий речевой материал, который моделирует ситуации, стимулирующие потребность детей в речевых высказываниях. Особенную роль в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимает работа по развитию мелкой моторики [1].

Развитие связной речи в дошкольном возрасте происходит параллельно с формированием умственной деятельности, обогащением жизненного, эмоционального и речевого опыта, усложнением форм общения.

Дошкольному периоду, в котором происходит становление форм связной речи, предшествует подготовительный этап, связанный с ранним детством. Непосредственно-эмоциональное общение взрослого с младенцем постепенно меняется с одностороннего на взаимное эмоционально-речевое. С формированием понимания речи взрослого малыш учится отвечать на речевые стимулы окружающих жестами, мимикой, движениями, позже отдельными звуками и звукосочетаниями [5]. Все это имеет огромное значение для развития речевого общения, ведь зарождается преднамеренность голосовых реакций, их направленность на другого человека, формируется речевой слух, произвольность произнесения звуков [2].

Постепенно основной становится ситуативно-деловая форма общения ребенка с взрослым, которая сосуществует с эмоциональным ситуативно личностным. На третьем году жизни зарождается вне ситуативно познавательное общение с взрослым. Общение со сверстниками преимущественно непосредственно-эмоциональное. Во-второй половине третьего года жизни ученые отмечают наличие «качественного скачка». Именно в этот период наблюдаются первые случаи речевых высказываний, свидетельствующих о том, что речь малыша уже может быть вне ситуативной и вне контекстной [3]. Большой интерес в этом плане представляют исследования латвийского ученого А. А. Рузгене, который изучает особенности инициативной речи детей третьего года жизни, возможность ее активации, способы и условия стимуляции. Автор доказывает, что инициативную речь активизирует ситуация, в частности, появление нового, неизвестного; демонстрация предметов и явлений из опыта ребенка, представленных по-новому; динамичность окружения, изменения в окружающей среде. Наиболее эффективными, по ее мнению, оказываются игры-драматизации и практические действия с игрушками. Возможности обучения уже на втором и на третьем годах жизни элементам связной речи доказывают также исследования, проведенные в Берлине под руководством профессора Х. Христенса. Ученые применяли последовательно три формы рассказывания : по сценическому изображению, по картинкам, пересказ историй без наглядного материала. Эффективность использования указанных способов обучения подтвердили значительные потенциальные возможности младшего дошкольного возраста по овладению связной речью.

Список использованной литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений, 3-е изд. стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400с.

2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозайка - Синтез, 2005. – 272 с.

3. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] / А. Е. Белая. – М. : Астрель, 2009. – 143с.

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М. : 1966. – 349 с.

5. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. – 1983. – №1. – С. 61.

6. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495- 497.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепкамиРазвитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр с прищепками «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с применением игр на прищепках». «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики как инструмента формирования связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 сентября 2022 в 22:16
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД