Галина Кириллова
Развитие мелкой моторики пальцев как средство развития речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ФГОС ДО большого внимание уделяется речевому развитию дошкольника. Существуют различные пути и средства развития речи, одним из которых является развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
Еще В. В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину; М. М. Кольцову, которая в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат.
В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и др. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Следствием слабого развития мелкой моторики являются проблемы с речевым развитием, общая неготовность большинства детей к письму. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук необходимо проводить систематически и ежедневно. В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают нам строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Начиная работу по развитию мелкой моторики у детей, мы поставили следующие задачи:
Создать условия для развития мелкой моторики у воспитанников, а именно совершенствовать предметно-развивающую среду группы.
Развивать мелкую моторику рук у дошкольников через различные виды детской деятельности.
В развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста мы включили все виды учебно-игровой деятельности, режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, общеобразовательная деятельность, прогулка, продуктивная деятельность. В процессе работы использовали массаж кистей рук и пальцев, обучали детей приемам самомассажа рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Особое внимание мы уделяли пальчиковой гимнастики. Для того чтобы получить максимальный эффект пальчиковые упражнения выстраивали таким образом, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Сначала все упражнения выполняли медленно. Следили, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. Упражнения отрабатывали сначала одной рукой, затем – другой рукой, после этого двумя одновременно. В работе с детьми мы так же использовали игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками, природным материалом. Предлагали детям их сортировать, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Просили ребенка помочь нам разложить горох и фасоль по разным баночкам или на ощупь определить и достать только фасоль. Затем предлагали выложить узор, чередуя по цвету и форме. Отлично развивает пальцы рук, на наш взгляд, различные нанизывания. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусинки, макаронные изделия.
У детей нашей группы мы заметили большой интерес к пластилину. Мы решили разработать ряд игр с пластилином. Нами были разработаны игры «Волшебные ягоды», «Спрячь мышонка», «Ремонтная мастерская». Пластилин – уникальный материал, дающий возможность укреплять мелкие мышцы рук, координировать движения рук.
Развитию мелких мышц способствует и рисование. Именно карандаш «заставляет» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия, чтобы оставить след на листе. Мы использовали не только рисование на бумаге, но и рисование на песке, муке, манке. Податливость этих материалов провоцирует желание создать картину. Дети рисовали пальцами, ладонью, палочкой, делаем отпечатки формочкой, скомканной бумагой.
В нашей работе большое место отводили занятиям с бумагой. В группе был организован кружок, «Волшебная бумага» на котором дети сминали бумагу, скатывали, рвали, превращая ее в забавных животных, цветы, солнце, крону деревьев.
Особенно дети полюбили игры с водой. Мы предлагали ребенку заполнить водой аквариум, где живет рыбка. Давали задание: налей воду в стаканчик из лейки, затем из стаканчика перелей в аквариум. Или: набери цветную воду в резиновую грушу и перелей в формочки для льда.
В развитии мелкой моторики мы активно использовали игры с конструктором и мозаикой. Так же игры с прищепками: «Колючий ежик», «Солнечные лучики», «Лепестки цветов» и игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Скрути ленточку».
Очень интересно проходили игры со счетными палочками. Дети выкладывали рисунки различных предметов. Начинали с простых геометрических фигур. В процессе игры объясняли ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик, солнце, елочку.
Развитие мелкой моторики так же шло в процессе застегивания и расстегивания молний, пуговиц, шнуровок на тренажерах.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики много. При желании можно придумывать бесконечно. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, настроение, желание, возможности. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, мы превратили обучение в игру. Систематическая и планомерная работа способствовала формированию речи, интеллектуальных способностей.
Список литературы:
1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1998.
2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
3. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. М., 2001.