Получи документы

Развитие мелкой моторики пальцев как средство развития речи младших дошкольников

Галина Кириллова
Развитие мелкой моторики пальцев как средство развития речи младших дошкольников

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ФГОС ДО большого внимание уделяется речевому развитию дошкольника. Существуют различные пути и средства развития речи, одним из которых является развитие мелкой моторики рук.

Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев как средство развития речи младших дошкольников» размещена в разделах

Еще В. В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать Л. В. Антакову-Фомину; М. М. Кольцову, которая в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» - такой же, как артикуляционный аппарат.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и др. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Следствием слабого развития мелкой моторики являются проблемы с речевым развитием, общая неготовность большинства детей к письму. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Существует много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук необходимо проводить систематически и ежедневно. В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают нам строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Начиная работу по развитию мелкой моторики у детей, мы поставили следующие задачи:

Создать условия для развития мелкой моторики у воспитанников, а именно совершенствовать предметно-развивающую среду группы.

Развивать мелкую моторику рук у дошкольников через различные виды детской деятельности.

В развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста мы включили все виды учебно-игровой деятельности, режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, общеобразовательная деятельность, прогулка, продуктивная деятельность. В процессе работы использовали массаж кистей рук и пальцев, обучали детей приемам самомассажа рук. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Особое внимание мы уделяли пальчиковой гимнастики. Для того чтобы получить максимальный эффект пальчиковые упражнения выстраивали таким образом, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Сначала все упражнения выполняли медленно. Следили, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. Упражнения отрабатывали сначала одной рукой, затем – другой рукой, после этого двумя одновременно. В работе с детьми мы так же использовали игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками, природным материалом. Предлагали детям их сортировать, катать между большим и указательными пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Просили ребенка помочь нам разложить горох и фасоль по разным баночкам или на ощупь определить и достать только фасоль. Затем предлагали выложить узор, чередуя по цвету и форме. Отлично развивает пальцы рук, на наш взгляд, различные нанизывания. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусинки, макаронные изделия.

У детей нашей группы мы заметили большой интерес к пластилину. Мы решили разработать ряд игр с пластилином. Нами были разработаны игры «Волшебные ягоды», «Спрячь мышонка», «Ремонтная мастерская». Пластилин – уникальный материал, дающий возможность укреплять мелкие мышцы рук, координировать движения рук.

Развитию мелких мышц способствует и рисование. Именно карандаш «заставляет» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия, чтобы оставить след на листе. Мы использовали не только рисование на бумаге, но и рисование на песке, муке, манке. Податливость этих материалов провоцирует желание создать картину. Дети рисовали пальцами, ладонью, палочкой, делаем отпечатки формочкой, скомканной бумагой.

В нашей работе большое место отводили занятиям с бумагой. В группе был организован кружок, «Волшебная бумага» на котором дети сминали бумагу, скатывали, рвали, превращая ее в забавных животных, цветы, солнце, крону деревьев.

Особенно дети полюбили игры с водой. Мы предлагали ребенку заполнить водой аквариум, где живет рыбка. Давали задание: налей воду в стаканчик из лейки, затем из стаканчика перелей в аквариум. Или: набери цветную воду в резиновую грушу и перелей в формочки для льда.

В развитии мелкой моторики мы активно использовали игры с конструктором и мозаикой. Так же игры с прищепками: «Колючий ежик», «Солнечные лучики», «Лепестки цветов» и игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Скрути ленточку».

Очень интересно проходили игры со счетными палочками. Дети выкладывали рисунки различных предметов. Начинали с простых геометрических фигур. В процессе игры объясняли ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик, солнце, елочку.

Развитие мелкой моторики так же шло в процессе застегивания и расстегивания молний, пуговиц, шнуровок на тренажерах.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики много. При желании можно придумывать бесконечно. Главное – учитывать индивидуальные особенности ребенка, настроение, желание, возможности. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, мы превратили обучение в игру. Систематическая и планомерная работа способствовала формированию речи, интеллектуальных способностей.

Список литературы:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. М. Просвещение, 1998.

2. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

3. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. М., 2001.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Застежки». Эта игра приносит детям много радости, удовольствия, а так же навык самообслуживания (расстёгивание и застегивание пуговиц. Научить детей.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики пальцев как средство развития речи младших дошкольников
Опубликовано: 12 августа 2022 в 21:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД