Получи документы

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы.

Людмила Гафарова
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы.

В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относят и детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, с дефектами пальцев рук и ног. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. \1 слайд\

Публикация «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов, Доклад из опыта работы,» размещена в разделах

Одним из направлений нашей работы является социальная реабилитация, которая приобретает все большее значение в современном обществе. \2 слайд\

Главной задачей восстановления ребёнка, как равноправного члена социума, является выявление и изучение путей эффективного вхождения в окружающий мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья, с учетом закономерностей развития его личности в условиях обучения, воспитания и специальным образом организованных социально-реабилитационных воздействий и отношений. Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии воспитательного и образовательного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности. \3 слайд\

Нашу группу посещает один ребёнок с ОВЗ – Анечка. У неё отсутствуют пальчики на руках и ногах. Анечка перенесла множество операций по наращиванию пальцев. На данный момент Аня замечательно владеет пальчиками, полностью обслуживает себя, рисует, пишет, легко идёт на контакт со сверстниками. \4 слайд\

Но, чтобы добиться этих результатов, нами была проведена большая работа.

Приоритетное место среди проблем развития занимает сенсомоторная сфера, поскольку она влияет на дальнейшее обучение Анечки. На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без патологии в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку общий настрой психики (почему я не такая, как все, нарушения движения препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. У Ани с проблемами развития отмечалась скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение мышечных ощущений, неточность движения приводили к плохой координации. Аня быстро уставала, отличалась пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием. Так как у девочки отсутствуют пальчики на руках и ногах мною разработаны комплексы занятий, связанных с развитием мелкой моторики рук, поэтому основной целью нашей работы является стимулирование ручной деятельности у девочки для овладения предметными действиями, развития продуктивной деятельности, письма, речи.

Педагогическую работу по развитию мелкой моторики проводили с 1 младшей группы в форме специального обучения и строили на предметной деятельности и игре:\5 слайд\

- стимуляция ручной деятельности - разнообразные игры с водой, песком, тестом, муз. игрушками и пр.

- обучение размашистым движениям руками – использование игрушек, погремушек до которых надо дотянуться, достать, доползти и т. д.

- обучение хватанию предметов – игры с различными материалами и природными объектами.

- обучение умению ставить, класть и опускать предметы.

- обучение умению указывать пальцем (для навыков письма важно, чтобы указательный палец был достаточно сильным)

- обучение умению брать предметы двумя или тремя пальцами.

-обучение вращению предметов – откручивание крышек банок, бутылок, поворачивание деталей игрушек, ручек дверей, переворачивание карточек в играх и пр.

-стимуляция двуручной деятельности – перекладывание предметов из одной руки в другую, игры с мячом и пр.

- упражнения для плеч и предплечий (укрепление мышечной силы плеч и предплечий для развития тонких движений пальцев рук)

- умение пользоваться карандашом, ручкой, мелком, фломастером и др. предметами.

- обучение игровым действиям на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек и др. игрушек.

- обучение играм по лепке из пластилина, муки, глины, снега.

- рисование картин и предметов пальчиками, ладошками, ножками

- развитие понимания свойств исследуемых предметов и совершаемых с ними действий на основе речи: мягкий-твёрдый, пушистый-гладкий, горячий-холодный, маленький-большой и пр. \6 слайд\

За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры и др., но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее интересной и эффективной – это песочная терапия. \7 слайд\

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и педагогу. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком.

У Анечки не сформирован навык захвата, удержания предмета, слабая моторика рук. Вот здесь и приходят на помощь игры с песком.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Обычно, многие дети со сложной структурой дефекта, увидев перед собой песок, хотят его потрогать, понюхать, некоторые даже облизать и залезть в него. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития. Как правило, сначала, манипуляции с песком выглядят совсем просто: ребенок смотрит, трогает, прихлопывает по нему, разбрасывает, а через какое-то время может начать проводить пальчиком линии по песку, рисовать отдельные орнаменты, лепить простые композиции. Рисование песком улучшает работу мозга, все психические и физические процессы. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные формы, фигурки (пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук, отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (пробуждает фантазию, развивает речь). Игры с песком настолько разнообразны, что перечислить все невозможно. Вот несколько игр по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук :\8 слайд\

- положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев;

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки;

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно;

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»;

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки рожки», «один пальчик-все пальчики»);

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок;

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?\9 слайд\

Коррекционная работа проводилась в тесной взаимосвязи с родителями. \10 слайд\

Таким образом, нужно уделять особое внимание развитию сенсомоторной сферы, поскольку именно она закладывает основу для успешного дальнейшего обучения ребенка, обеспечивает ориентировку в окружающем мире. Без накопления определенного сенсорного опыта, развития мелкой моторики невозможно полноценное обучение ребенка c ОВЗ в дальнейшем. \11 слайд\

Литература:

1. 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. М. :Дрофа, 2000.

2. Пуляевская О. В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению. Иркутск, 2003.

3. Сиротюк Л. А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

4. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

5. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М. : Генезис, 2005. — 319 с.

6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия»,

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», 8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку»,

9. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Прикреплённые файлы:

rabota-s-detmi-ovz_jbv5p.pptx | 13560,54 Кб
 
Публикации по теме:

«Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования«Ум на кончиках пальцев». Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционного оборудования Пособие по мелкой моторике. "Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться.

Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой» «Каждый шаг ребёнка должен быть путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» В. Сухомлинский Это мнение выдающегося.

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Застежки». Эта игра приносит детям много радости, удовольствия, а так же навык самообслуживания (расстёгивание и застегивание пуговиц. Научить детей.

Из опыта работы воспитателя «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»Из опыта работы воспитателя «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения гармонии с природой, самим.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать,.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников» Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки Материал к сборнику. Ярмарка педагогических инноваций. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в процессе лепки.

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы)Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы) В детском саду одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является художественно-продуктивная деятельность. В основном у данной категории.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей — инвалидов. Доклад из опыта работы.
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 18:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД