Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Оксана Гречишникова
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены вопросу развития мелкой моторики рук. Что же это такое — мелкая моторика рук?

«Мелкая моторика — совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций, — считает Дудьев В. П. (Психомоторика. Словарь-справочник, 2008 г.)

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего проекта.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

Рисование карандашом (фломастером, кистью); Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.

Самые интересные и любимые игрушки – это игрушки, выполненные своими руками. Сейчас есть очень много информации, как сделать то или иное пособие, игрушку для развития мелкой моторики рук. Я выбрала и сделала, как смогла, на мой взгляд, самые интересные пособия.

Игры и пособия для развития мелкой моторики:

"Картинки-пластилинки", а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином - просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно "рисовать" пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

«Игралочка-искалочка» - развивающая игрушка – самоделка. Суть игры - подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом или бисером, среди которого "прячутся" мелкие предметы. Ребенок, перебирая пальчиками и таким образом развивая мелкую моторику рук, ищет в бисерном "песочке" заветные предметы, которые так и норовят ускользнуть в дальний угол. Игра предназначена для развития тактильного восприятия, мышления ребенка, мелкой моторики рук, благотворно влияет на нервную систему в целом.

«Пуговки» Эта игрушка учит ребенка застегивать и расстегивать пуговицы самостоятельно. В процессе игры развивается мелкая моторика

«Волшебные прищепки» Сделать пальчики малыша сильными и развить мелкую моторику помогут игры с прищепками. Чтобы справиться с прищепкой малышу придется немало потрудиться.

Игры с прищепками — сложное занятие и остается таким для малыша очень долго. Если с крупами все просто, и даже с пуговицами у ребенка все будет получаться, то прищепки будут вызывать затруднения каждый раз.

Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М. М. Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Задачи пособия с прищепками:

1. Обогащать сенсорный опыт детей

2. Развивать познавательную активность детей

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей

4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость

5. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию

Перед выполнением заданий, несколько дней потратьте на обучение ребенка пользованию прищепкой.

Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась.

Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы.

Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям.

1. «Зубастики»

Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал: Четыре прищепки основных цветов (по3-4 штуки, силуэты овощей и фруктов)

Ход: Жили-были разноцветные зубастики. Какого они цвета? (Называют цвета прищепок). Но каждый зубастик выбирал только те предметы, которые соответствовали его цвету.

Красный зубастик ест помидор.

Жёлтый - за грушей полез за забор.

Ребёнок «угощает» зубастиков, проговаривая свои действия.

2. «Разноцветные елочки»

Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал: прищепки основных цветов (по5-6 штук, силуэты елочек)

Ход: Каждому ребёнку раздаются по 5-6 прищепок двух цветов. Дети должны украсить елочку прищепками такого же цвета, как и елочка.

— Елочка, елка,

Колкая иголка

Где ты выросла?

— В лесу.

— Что ты видела?

— Лису.

— Что в лесу?

— Морозы.

Голые березы,

Волки да медведи —

Вот и все соседи.

3. «Рыбки»

Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал: прищепки основных цветов (по5-6 штук, силуэты рыбки)

Ход: Каждому ребёнку раздаются по 5-6 прищепок двух цветов. Дети должны прикрепить ей плавники и хвостик. Хвостик можно сделать пышнее (добавив дополнительные прищепки, прищепив их либо рядом. либо друг на друга.) .

Рыбка по волнам плывёт

И друзей к себе зовёт!

Рыбка не простая,

Рыбка - золотая!

4. «Ёжики»

Цель: Обучение сличению предметов по цвету, называние цветов, развитие моторики рук.

Материал: прищепки основных цветов (по5-6 штук, силуэты ежиков основных цветов)

Даём ребенку заготовку ежика. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки такого же цвета.

- Что ты, Еж, такой колючий?

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки, да медведи

«Цветные улитки» на развитие мелкой моторики, координацию движений.

В пособие вшита горошина. Задача — дети с помощью пальчиков передвигают горошину к центру и обратно.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Файл "/upload/blogs/detsad-629 [IMG]/upload/blogs/detsad-629803-1463308490.jpg[/IMG] 03-1463308445.jpg" не найден!
Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Индивидуальный план самообразования Должность: воспитатель.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – март). Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, посещающих логопункт, воспитатели,.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Всем известно, что развитие мелкой моторики рук у детей способствует речевому развитию. Мы в своей работе используем различные тренажеры.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 15 мая 2016 в 13:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие-экспериментирование «Этапы развития растений: от семечки до взрослого растения»
Данное занятие-экспериментирования я проводила в рамках обмена опытом и взаимодействия дошкольного образования и школы в третьем классе средней...
Фотоотчет «Ах эти сказки, сказочки…»
Здравствуйте, здравствуйте, взрослые и детишки . Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок! Много там чудес, волшебства....
Наши друзья — снеговики, или Радость творчества
Как развить творческие способности? Ответов великое множество. Но ясно одно, для того, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, развить творческие...
Мобиль «Тучка с дождем»
Оформление группы в детском садике, как правило, ложится на плечи воспитателей. Элементы декора создают уют в групповом помещении, а работы, выполненные...
«Роль сказки в жизни ребенка»
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений. » В. А. Сухомлинский Все дети любят сказки. Сказка входит в...