Анастасия Майстренко
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Существует мнение, что развитие мелкой моторики –очень важный, но достаточно затратный процесс, который включает в себя различные пальчиковые игры, графические упражнения на бумаге, игры с мелкими предметами.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2017
Современные родители знают мало пальчиковых игр, чтобы научить своих детей, дети имеют сложности с письмом и другие проблемы, которые на первый взгляд не связаны с развитием мелкой моторики, но в действительности имеют огромное значение.
Практика и исследования в области педагогики и психологии доказывают обратное.
Пальчиковые игры и упражнения, направленные на развитие руки, имеют огромное значение:
-способствуют развитию интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка;
- играют огромную роль при адаптации ребенка к школе;
-используются при решении проблем, связанных с детско-родительскими отношениями;
-оказывают терапевтическое влияние;
-применяются в работе с детьми и подростками для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков;
- дают ребенку возможность «прожить» детство по-настоящему;
Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков ребенка. В дошкольный период речь и мышление ребенка продолжают совершенствоваться невероятными темпами, и развитие мелких мышц рук может серьезно способствовать этим процессам.
Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.
На мой взгляд, от степени развития мелкой моторики зависит не только успешное удовлетворение бытовых потребностей ребенка в раннем возрасте (умение одеться, обуться, поесть при помощи ложки или вилки, но и управление речью у старших дошкольников, а значит, и в целом, качество жизни.
Только ребенок, способный понятно говорить и координировать работу своих пальцев, может приступать к успешному дальнейшему изучению письма и счета, учиться читать и осваивать основные правила ухода за собой.
Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что хорошо развитая мелкая моторика, от которой напрямую зависит формирование навыков письменной и устной речи ребенка, можно назвать одним из важнейших показателей готовности к школе.
Актуальность развития мелкой моторики у дошкольников бесспорна, и заниматься ее развитием необходимо с раннего возраста.
В своей работе, для того чтобы ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, мы используем разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игры.
Для развития уже скоординированных движений пальцами у ребенка-дошкольника необходимо использовать игры сложнее, требующими большей исполнительности и четкости движений.
Мы предлагаем детям дошкольного возраста заняться художественной или декоративной деятельностью, используя для этого пластилин, карандаши, краски, глину. Опыт показывает, что данный подход приносит детям радость и при этом не вызывает особых трудностей. Для детей этого возраста характерно преобладание образного мышления над абстрактно-логическим, а инструменты для творчества используются в процессе занятий с детьми, родители же могут приобрести их в любом магазине. Есть одно условие данной деятельности- детям должно нравиться, то что они делают, тогда развитие мелкой моторики и речи будет так же способствовать развитию образного мышления и воображения.
Работа, направленная на развитие моторики рук у дошкольников основана на принципах стимулирования мелких ручных движений и развитии их координации. Тогда они успешно позволят тренировать ловкость пальцев ребенка, который будет манипулировать различными небольшими предметами вроде кисточки, карандаша, желудя или ягод рябины.
К основным играм, которые мы используем в своей работе относятся:
1. Раскрашивание картинок (всевозможные раскраски — это и отличное подспорье для развития мелкой моторики рук);
2. Лепка (игры для развития мелкой моторики с глиной или пластилином, снег);
3. Изготовление поделок из бумаги (работа с ножницами, клеем и бумагой);
4. Поделки из природных материалов (разнообразные листья, ветки, желуди, каштаны и семена — отличный материал, способный помочь ребенку в освоении мелкой моторики);
5. Плетение (плетение кос, браслетов из бусин и ягод, нанизывание ягод на бусы, создание венков из осенних плодов);
6. Теневой театр;
7. Работа с резиновыми мячиками;
Всем этим занятиям уделяется должное внимание в при работе с детьми.
Так же в своей работе мы используем нетрадиционные способы рисования и аппликации (Квиллинг, обрывная аппликация, оригами, аппликации из ниток и салфеток, яичной скорлупы, гофрированной бумаги, крупы; рисование пальчиками, ладошками, рисование природным материалом- шишки, перья и т. д.)
Существует способ развития мелкой моторики рук, который нельзя оставлять без внимания- это песок (песок, как инструмент для развития, творчества и отдыха; работа на песочном световом столе).
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста будет проходить гораздо быстрее и эффективнее, если использовать в своей работе разные виды деятельности. Наша работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста дает позитивный результат: дети уверено работают с материалами; более точно руководят движениями пальцев рук, работают сосредоточенно и очень внимательно. Появилось больше самостоятельности. Их работы стали более осознанным, осмысленными и целенаправленными.