Светлана Лыкова
Развитие мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей.
В настоящее время у большого количества детей слабо развиты зрительно-двигательные и слуховые связи, тонкая моторика и графические навыки. Своевременная выработка у детей мелкой моторики обеспечивает быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма. Мелкая моторика рук – это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика.
1. Обе ладони лежат на столе: правая-вниз, левая - вверх. По команде ладони меняются местами: правая – вверх, левая – вниз.
2. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.
3. Руки сжимаются в кулачки, вытягиваются указательные и средние пальцы, начиная с большого.
4. Поочередно пригибаются пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибаются пальцы, начиная с большого.
5. Ладони поставлены вертикально друг к другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.
Игры.
1. Игры с крупой, бусинами, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать предметы, угадывать их с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивают руку разнообразные нанизывания. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, сухих ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы и различные силуэты из мелких предметов : семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.
2. Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Прежде чем приступить к вырезанию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла в какую сторону листа направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
3. Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для ручной ловкости и освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черным и цветными карандашами, фломастерами, мелом, акварельными красками, гуашью.
4. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики, режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом соединяем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.
5. Аппликация.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобнее вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов и клеящим карандашом закреплять их на листе. Если ребенок еще мал и вы опасайтесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты – как получится, а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый лист, придавая им какую - либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу…