МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий

Александра Хлебникова
Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий

Работа Хлебниковой А. С. ,

учителя-дефектолога,

ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. К. Грота

Красногвардейского р-на г. Санкт-Петербурга

Мелкая моторика представляет собой способность выполнять точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий» размещена в разделах

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития является развитие руки, её умений, то есть мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития нервной системы и головного мозга. Мелкая моторика тесно связана с работой зрительного анализатора и с высшими психическими функциями: памятью, восприятием, вниманием, речью. Особую роль развитие мелкой моторики играет в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т. д.

На проблему развития мелкой моторики рук обращали свое внимание многие отечественные ученые. М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей в головном мозге совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребёнка.

У детей с ТМНР с нарушением зрения или его полным отсутствием осязание является основным средством познания окружающего мира, но развитие мелкой моторики осложняется нарушенным зрением. У детей данной категории хуже развита зрительно–пространственная ориентировка, а, следовательно, нарушается скорость и ритм движений, отмечается недостаточное развитие предметно–практических действий.

Игра для детей – это самая любимая форма деятельности. Нарушение моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения затрудняет овладение операционно-технической стороной игры. Для того чтобы игрушки стимулировали ребенка к действиям, ребёнок должен уметь их использовать. Низкий уровень развития игры не может обеспечить реализации заложенных в ней развивающих возможностей. Технологичность игры для данной категории детей должна учитывать состояние зрения, интеллекта воспитанников.

Развитие мелкой моторики у обучающихся с ТМНР проходит не только на коррекционно-развивающих занятиях, но и на всех учебных предметах, а также в режимных моментах: в рамках группы продленного дня, свободной деятельности детей, на прогулке и в домашних условиях.

Для того, чтобы педагоги и родители могли целенаправленно организовывать деятельность детей, включающую элементы упражнений по развитию мелкой моторики, были подобраны эффективные методы развития мелкой моторики для обучающихся с ТМНР :

1) самомассаж;

2) упражнения с массажными мячами;

3) игровые упражнения.

Самомассаж является разновидностью массажа, отличительной чертой которого является самостоятельное выполнение массажных воздействий на поверхности тела.

Организуя деятельность обучающихся младшего школьного возраста с ТМНР с интеллектуальными нарушениями, необходимо учитывать их психофизическое развитие, которое соответствуют дошкольному возрасту ребёнка с нормальным интеллектуальным развитием, и ведущая деятельность обучающихся младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью – игровая. Поэтому рекомендуется использовать самомассаж в игровой форме, что является не только наиболее продуктивным методом воздействия, но и увлекательным занятием.

После самомассажа у ребенка будут «разогреты» руки и готовы к выполнению упражнений с массажными мячами. Мячи представляют собой круглую резиновую основу, покрытую мягкими закругленными шипами. Такие шипы безопасно воздействуют на кожные покровы, в том числе на нервные окончания, способствует активизации кровообращения, расслаблению мышц, снятию стресса, развитию общей и мелкой моторики.

При выполнении самомассажа и упражнений с массажными мячами необходимо помнить, что все движения выполняются в спокойном темпе и при размеренном воздействии на кожные покровы.

Для того, чтобы эффективно развивать мелкую моторику у детей с ТМНР, необходимо подобрать такие игры, которые будут доступны ребёнку в соответствии с его индивидуальными возможностями здоровья, а также интересны для него при учёте его интеллектуального развития.

В качестве игровых упражнений на развитие умения действовать с материалом можно предложить следующие варианты игр:

Игры с пластичными материалами: пластилин разной текстуры, солёное тесто, глина.

В куске пластичного материала можно спрятать небольшой предмет и дать установку отыскать игрушку внутри. Со временем задача усложняется, используется большее количество пластичного материала и меньший предмет, спрятанный внутри.

В другом варианте игры можно раскатать кусок пластилина и использовать его как полотно для рисования - предложить ребёнку выложить на раскатанном пластилине узор из макарон или бусин, очертить бусинами контур пластилина или же заполнить его полностью. С совершенствованием навыков мелкой моторики размер бусин должен уменьшаться.

Игры с бумагой. Бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами, вводя при этом игровой момент, например, добавить персонажа, который просит ребёнка сделать то или иное действие, или же ввести сюжет, согласно которому ребёнку необходимо прийти на помощь персонажу, выполнив какое-либо действие с бумагой. К примеру, персонаж просит научить его скатывать салфетку пальцами.

На занятиях следует использовать разнообразную бумагу, например, по плотности: картон, тетрадные листы, газету, папиросную бумагу, салфетки и пр.

Развивая умения ребё нка действовать с материалом можно использовать разнообразный материал: пластический, природный, бумага, верёвочки и пр. — при условии удовлетворения его некоторым требованиям: используемый материал должен быть безопасен для ребёнка, а также приятен для него на ощупь, запах. Исходя из этих требований, педагогу необходимо обеспечить разнообразие используемого на занятиях материала в целях расширения у ребёнка представлений об окружающем мире.

В качестве игровых упражнений на развитие умения действовать с предметами можно предложить игры с предметами, разными по форме, цвету (для зрячих детей, текстуре, размеру. Из деревянных кубиков или конструктора ребёнку предлагается построить высокую башню. На групповом занятии возможно добавить соревновательный момент - кто построит самую высокую башню.

Сортировка — эффективный вариант игры для развития мелкой моторики, который может быть применён как метод развития действий с предметами. Разнообразные предметы небольшого размера можно сортировать по цвету (для зрячих детей, по текстуре, форме и размеру. Важно не перегружать данными параметрами игру с самого начала, а начать с одного признака предмета, например с текстуры (гладкий/шершавый). Со временем сложность заданий может быть увеличена. В качестве игрового момента также можно ввести в процесс персонажей, например предметы маленького размера мы отдадим мышонку, а большие предметы - кошке.

Для развития кинестетической основы восприятия подойдёт игра “Волшебный мешочек”, где в мешочек будут сложены, например, стеклянные камешки и галька примерно одинакового размера. Ребёнку предлагается достать на ощупь только стеклянные камешки. Перед игрой необходимо убедиться, что у ребёнка сформированы представления о данном материале.

Кроме того, для развития узнавания материалов имеют место игры на соотнесение. В стеклянный контейнер ребёнку предлагается сложить стеклянные бусины (достаточно крупного размера, чтобы ребёнок мог идентифицировать и не спутать материал, а в деревянный - бусины из дерева.

Предлагаемая система игровых упражнений способствует развитию точности, согласованности и силы пальчиковых движений, и предназначена для домашних или групповых занятий.

Игры с детьми с ТМНР с нарушением зрения необходимо проводить, сопровождая их речью: давать чёткие установки, правила игры, комментировать процесс выполнения заданий и упражнений, давать описание предметов и материалов, используемых в игре.

В каждый из предложенных вариантов игр возможно внести такие изменения, которые будут направлены на развитие необходимых качеств мелкой моторики, таких как ловкость, скорость, точность движений пальцев и кисти руки.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ТМНР с нарушением зрения посредством игровых технологий
Опубликовано: 8 ноября 2021 в 22:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД