МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе организации предметно-развивающей среды

Перевощикова Лариса Аркадьевна
Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе организации предметно-развивающей среды

Основы здоровья и гармоничного развития, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Уч ными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе организации предметно-развивающей среды» размещена в разделах

Выбором данной темы стала работа в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети, имеющие проблемы в психическом и речевом развитии. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук. Зачастую дети с такими проблемами не успевают за сверстниками, снижается самооценка и т. д. Именно, поэтому я считаю эту проблему актуальной в настоящее время.

На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Недостаточное развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.

Для того чтобы развить мелкую моторику необходимо проводить систематические развивающие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, стимулирующие психическое и физическое развитие ребенка, совершенствующие его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу.

Чтобы заинтересовать детей и помочь им овладеть новой информацией, я предлагаю им посетить творческую мастерскую, где создаются интересные и нужные для детской жизни вещи. Творческая мастерская направлена на развитие мелкой моторики руки, а также формирование заинтересованного отношения к процессу и результату самостоятельной и совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.

Творческая мастерская вызвала интерес не только у детей, но и их родителей. Поэтому мероприятия в творческой мастерской нашей группы проводятся для детей и родителей. В их совместном творчестве появляются необычные и интересные поделки.

Работа в творческой мастерской организуется так, чтобы не только научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы. Пространство для творчества организуется таким образом, что у детей имеется свободный доступ в течение работы к необходимым материалам, инструментам и образцам. Во время творческой деятельности дети могут свободно перемещаться по группе, если им требуется какой-то инструмент, материал. Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе место для работы.

На своих занятиях я нахожусь рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы. предлагаю несколько образцов, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. Это позволит детям самостоятельно сделать выбор в пользу более простого или более сложного варианта.

В творческой мастерской деятельность детей безоценочная, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного результата при изготовлении целостного продукта. Готовые поделки всех участников могут в итоге образовать общий продукт – макет, большое панно и т. п. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс создание творческого продукта.

Во время такой совместной творческой деятельности, ребенок создает полезные и зстетически значимые предметы или изделия для украшения дома, подарки близким. Самооценка ребенка существенно повышается от осознания своего участия в процессе творения и труда наравне со взрослыми.

Дети с удовольствием участвуют в работе по созданию работ для выставок, на которых демонстрируем свои умения и навыки. Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда. В группе на свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики :

• игры с мелкими предметами (пуговицы, пазлы);

• лепка из пластилина (при помощи пластилина ребенок выражает свои эмоции, развивает творчество, а также гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи);

• изготовление поделок из бумаги, где ребенок учится складывать бумагу в разных направлениях, работать ножницами, пользоваться клеем. (оригами, папье маше);

• Игры с крупами (упражнение «Золушка»). Для будущих первоклассников это очень полезное занятие;

• игры-шнуровки. (важны для развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера, а также в процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук);

• нанизывание бусинок на нитку (изготовление браслетов, бус);

• конструирование, работа с мозаикой (важны для развития образного и абстрактного мышления.);

• игры «Падающая башня», «Баланс», они развивают точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики руки и занятия в творческой мастерской способствовали развитию и совершенствованию :

мелкой моторики рук (движения пальцев рук более уверенные, скоординированные);

• пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);

• активной речи, словарного запаса;

• наглядно-образного мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;

• усидчивости (дети доводят начатое дело до конца, работают с желанием);

• творческого мышления (дети стали более инициативными, чаще предлагают свои идеи).

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки поделка была не совсем аккуратной, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобрела уверенность, точность, а пальцы стали гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Фотоотчет о сотрудничестве ДОУ и родителей по организации предметно-развивающей среды по ПДДФотоотчет о сотрудничестве ДОУ и родителей по организации предметно-развивающей среды по ПДД Фотоотчет о сотрудничестве ДОУ и родителей по организации предметно-развивающей среды по ПДД. Дети – самые уязвимые участники дорожного.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом» Развитие мелкой моторики у детей в процессе работы с природным материалом. Уровень развития мелкой моторики пальцев рук - один из важнейших.

Мастер-класс по изготовлению макета организации предметно-развивающей среды участкаМастер-класс по изготовлению макета организации предметно-развивающей среды участка Пребывание на прогулке имеет большое значение для развития детей. Прогулка является наиболее доступным средством закаливания и развития.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организацииОснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта Для полноценного воспитания детей сенсорное развитие играет одну из самых важных.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе организации предметно-развивающей среды
Опубликовано: 19 июня 2022 в 20:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД