Перевощикова Лариса Аркадьевна
Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе организации предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Основы здоровья и гармоничного развития, закладываются в детстве, когда ребенок активно растет, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Уч ными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кончики пальцев рук — это «второй мозг». Еще великий немецкий философ И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом».
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР в процессе организации предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выбором данной темы стала работа в группе компенсирующей направленности, которую посещают дети, имеющие проблемы в психическом и речевом развитии. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук. Зачастую дети с такими проблемами не успевают за сверстниками, снижается самооценка и т. д. Именно, поэтому я считаю эту проблему актуальной в настоящее время.
На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Недостаточное развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.
Для того чтобы развить мелкую моторику необходимо проводить систематические развивающие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, стимулирующие психическое и физическое развитие ребенка, совершенствующие его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу.
Чтобы заинтересовать детей и помочь им овладеть новой информацией, я предлагаю им посетить творческую мастерскую, где создаются интересные и нужные для детской жизни вещи. Творческая мастерская направлена на развитие мелкой моторики руки, а также формирование заинтересованного отношения к процессу и результату самостоятельной и совместной деятельности, умения согласовывать свои действия, договариваться друг с другом.
Творческая мастерская вызвала интерес не только у детей, но и их родителей. Поэтому мероприятия в творческой мастерской нашей группы проводятся для детей и родителей. В их совместном творчестве появляются необычные и интересные поделки.
Работа в творческой мастерской организуется так, чтобы не только научить детей и их родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы. Пространство для творчества организуется таким образом, что у детей имеется свободный доступ в течение работы к необходимым материалам, инструментам и образцам. Во время творческой деятельности дети могут свободно перемещаться по группе, если им требуется какой-то инструмент, материал. Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе место для работы.
На своих занятиях я нахожусь рядом с тем или иным ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы. предлагаю несколько образцов, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. Это позволит детям самостоятельно сделать выбор в пользу более простого или более сложного варианта.
В творческой мастерской деятельность детей безоценочная, что создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного результата при изготовлении целостного продукта. Готовые поделки всех участников могут в итоге образовать общий продукт – макет, большое панно и т. п. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, но и сам процесс создание творческого продукта.
Во время такой совместной творческой деятельности, ребенок создает полезные и зстетически значимые предметы или изделия для украшения дома, подарки близким. Самооценка ребенка существенно повышается от осознания своего участия в процессе творения и труда наравне со взрослыми.
Дети с удовольствием участвуют в работе по созданию работ для выставок, на которых демонстрируем свои умения и навыки. Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда. В группе на свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.
В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики :
• игры с мелкими предметами (пуговицы, пазлы);
• лепка из пластилина (при помощи пластилина ребенок выражает свои эмоции, развивает творчество, а также гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи);
• изготовление поделок из бумаги, где ребенок учится складывать бумагу в разных направлениях, работать ножницами, пользоваться клеем. (оригами, папье маше);
• Игры с крупами (упражнение «Золушка»). Для будущих первоклассников это очень полезное занятие;
• игры-шнуровки. (важны для развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера, а также в процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук);
• нанизывание бусинок на нитку (изготовление браслетов, бус);
• конструирование, работа с мозаикой (важны для развития образного и абстрактного мышления.);
• игры «Падающая башня», «Баланс», они развивают точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики руки и занятия в творческой мастерской способствовали развитию и совершенствованию :
• мелкой моторики рук (движения пальцев рук более уверенные, скоординированные);
• пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
• активной речи, словарного запаса;
• наглядно-образного мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
• усидчивости (дети доводят начатое дело до конца, работают с желанием);
• творческого мышления (дети стали более инициативными, чаще предлагают свои идеи).
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки поделка была не совсем аккуратной, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобрела уверенность, точность, а пальцы стали гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.