Резникова Наталья Георгиевна
Развитие мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физическо-го и психического развития. Чем выше двигательная активность ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому необходимо уделять большое внимание уже с раннего возраста развитию общей и мелкой моторики ребенка. В ходе много-численных опытов и наблюдений ученые доказали, что двигательные импуль-сы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и благоприятно дей-ствуют на развитие коры головного мозга. Разнообразные действия руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей. Сейчас у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, слабое развитие мелкой моторики рук. С развитием науки и техники многие операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, пылесосы, стиральные машины. Раньше взрослым вместе с детьми большую часть до-машних дел приходилось делать вручную — стирать и отжимать белье, пере-бирать крупу, подметать и мыть полы, вязать, вышивать. Это в свою очередь развивало мелкую моторику рук. В дошкольном возрасте диагностическим фактором является уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инстру-ментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстёгивание засте-жек, завязывание шнурков и т. д.) Если руки не развиты, то это часто свиде-тельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Занятия по развитию мелкой моторики благоприятно влияют на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
1. В работе с дошкольниками для массажа ладоней, обогащение так-тильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и диф-ференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как: «Забавные карандаши». В этой игре дети учатся катать карандаш по столу вперед-назад сначала одной, потом другой рукой; «Я колючек не боюсь» (с использованием бигуди) — де-ти катают бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой; «Непо-слушные шарики» (Используются шарики разной фактуры — деревянные, ре-зиновые) — дети катают их по столу вперед-назад, в стороны, по кругу» «Ду-ет, дует ветерок» (с использованием резиновых груш разного размера). Сжи-мая грушу, дети делают «ветерок» на ладошку, лицо. Можно сдувать со стола ватку, пёрышко, салфетку, комочек бумаги. Очень интересны и полезны для детей игры с использованием цветного соленого теста. Игра «Прятки» — дети прячут шарики в тесто, а потом находят их. «Я пеку, пеку, пеку» — детям предлагается сделать пирожки и в качестве начинки можно использовать же-лудь, каштан или крупные фасолины. «Топ, топ» — дети делают углубления в тесте пальчиками как будто идут по дорожке. Для развития силы рук и мел-кой моторики помогают игры : «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные иг-рушки; «Бумажные снежки» — детям предлагается смять бумагу и сделать снежки; «Курочка Ряба» — коробочки от киндер сюрпризов или грецкие оре-хи заворачиваются в фольгу, а дети их разворачивают; «Подарки» — дети за-ворачивают в фольгу небольшие игрушки.
2. Пальчиковые игры. Для развития согласованных движений рук, раз-вития точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, выпол-нение подражательных движений с младшими дошкольниками можно ис-пользовать такие игры: «Лапки-царапки», «Птичка», «Ежик», «Замок», «Апельсин», «Человечек» и другие. Для детей старшего возраста движения усложняются, они могут использовать пальчиковые куклы, мелкие предметы. Пальчиковые игры будут более интересными и разнообразными если исполь-зовать их во время чтения стихов, сказок, рассказов. Разученные игры дети используют в самостоятельной деятельности, совершенствуют двигательные навыки пальцев рук. Чтобы пальчиковые игры были более эффективными необходимо, чтобы сочеталось сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также использовались движения каждого пальца в отдельности. Длительность зависит от возраста, в младшем возрасте от 3 до 5 минут, в среднем и стар-шем возрасте до 10–15 минут в день. Интересным для детей является теневой театр. Можно с помощью рук изображать различные фигуры «Дерево», «Зай-чик», «Идет коза рогатая», «Птицы прилетели», «Волк», «Собачка» и другие. Когда дети овладеют способами показа фигур можно объединять их общим сюжетом, использовать музыкальное сопровождение.
3. Игры и упражнения с мелкими предметами (зернобобовые, бусинки, пуговицы, камешки, ракушки). Детям очень нравятся эти упражнения, всегда выполняют их с интересом. Игры «Массаж ладошек», «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке», «Золушка» (сортировка, «Разложи пуговицы (бусы) по цвету, размеру, форме», «Сделаем красивые бусы» (нанизывание, чередо-вание по цвету, форме, «Выложи узор», «Выложи цифры, буквы, геометри-ческие фигуры» и другие задания.
4. Игры и упражнения со шнурками. Шнуровка. Для младшего возраста можно использовать игры: «Веселый шнурок» (разматывание, «Развяжи бан-тики» (развязывание, «Игривый котенок», «Забавные шнурки», «Швея», «Бу-сы для куклы Маши» (нанизывание на шнурок крупных бусин). Для детей среднего возраста упражнения могут быть такими: «Поможем ежику», «Дары осени», «Украсим елочку» и другие, в которых дети пришнуровывают недо-стающие детали. В старшем возрасте детям предлагаются схемы для создания узоров по образцу, завязывание бантиков из шнурков.
5. Игры и упражнения со счетными палочками. Для малышей предлага-ются такие задания: «Дорожка для машины», «Заборчик», «Спрячем зайку», «Солнечные лучики», «Ежик» (с использованием плоскостных изображений). С возрастом задания усложняются: «Достань палочки из коробки», «Сложи в коробку», «Разложи по цвету», Выложи фигуру по образцу» (с использовани-ем схем, «Придумай узор», Выложи цифры, буквы», «Колодец» и другие. Во время этих игр развивается не только мелкая моторика, но и внимание, мыс-лительные операции, точность движений.
6. Игры и упражнения с мозаикой. Вначале дети учатся выкладывать мозаику на игровое поле, затем выполняют упражнения: «Разложи по цвету», «Разноцветные дорожки», «Красивые бусы», «Яркие цветы». С возрастом за-дания усложняются. Дети учатся выкладывать узоры по схемам и придумы-вать их самостоятельно.
7. Игры и упражнения с прищепками. Для развития силы рук, соотно-сящих движений рук, дифференцированные движений пальцев можно млад-шим детям предложить игры: «Ловим раков», «Белье высохло», Солнышко светит», Мамины помощники», «Прятки» и другие.
8. Рисование и раскрашивание раскрасок. Рисование является одним из самых любимых видов детской деятельности. В процессе рисования у детей развивается общий кругозор, творческие способности, формируются умения пользоваться кистью, карандашом. В работе с детьми можно использовать разные изобразительные материалы: акварельные и гуашевые краски, флома-стеры, карандаши, восковые мелки, цветные ручки. Рисование способствует развитию мелких мышц руки. Раскрашивание раскрасок развивает согласо-ванные действия зрительного и двигательного анализатора и укреплению движущего аппарата пишущей руки. Во время раскрашивания необходимо подбирать нужные цвета, регулировать силу нажима, не выходить за контур, закрашивать в одном направлении.
9. Лепка. Очень важную роль для развития моторики рук играет лепка. Основным инструментом в лепке являются руки, значит уровень умений за-висит от владения собственными руками. Занятия лепкой комплексно воздей-ствуют на развитие ребенка : развивают сенсорную чувствительность, син-хронную работу обеих рук, развивают общую ручную умелость, развивают мелкую моторику. В работе с детьми можно использовать пластилин, глину, соленое тесто. Младшие дошкольники отщипывают от большого куска ма-ленькие кусочки, скатывают из них шарики, колбаски, расплющивают их, де-лают абстрактные узоры или простые изображения: «Дождик», «Снежок», «Топ-топ», «Конфетки», «Травка», «Заборчик» и другие. По мере формиро-вания у детей навыков лепки усложняются задания. Можно вылепить из ма-леньких кружочков, колбасок заданный узор или изображение, лепить баре-льеф и горельеф, объемные фигурки — по мотивам народных игрушек, инте-ресный прием лепки по готовой форме (бутылка, баночка, придание формы вазочки, украшение налепами, дополнительным материалом (бусы, блестки, природный материал).
10. Работа с ножницами и бумагой. Этот вид деятельности предполага-ет умение владеть ножницами, освоение основных приемов вырезания — ре-зать по прямой, по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямо-угольника. В старшем дошкольном возрасте дети учатся симметричному вы-резыванию из бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки). Силуэтное вырезывание требует большой сосредоточенности, уверенного пользования ножницами, умения планировать свои действия, со-ставлять из вырезанных фигурок узоры, картинки, коллективные композиции. Работа с бумагой (обрывание, вырезание, плетение, изготовление поделок (оригами) требует содружественной работы обеих рук, точности и согласо-ванности движений кистей рук, аккуратности, настойчивости.
11. Штриховка. Такие задания способствуют подготовки к письму, уме-ние проводить линии не отрывая от бумаги, развивают и укрепляют мелкую мускулатуру кисти рук. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно для формирования почерка. Раскрашивание рисунков с ис-пользованием штриховки обеспечивает постепенность в развитии и укрепле-нии мелкой мускулатуры кисти рук, в отработке координации движений. Начинать занятия необходимо с раскрашивания короткими частыми штриха-ми, затем круговая штриховка от центра рисунка, а затем штриховка длинны-ми параллельными отрезками. Во время штриховки нельзя выходить за кон-туры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между линиями должно быть одинаковым. Можно использовать для штриховки различные материалы: простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки.
12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму. Детям пред-лагаются задания «Нарисуй волны», «Дым», «Рыбка», «Дорожки», «Виражи», «Найди путь», «Пройди по лабиринту», «Дорисуй орнамент», «Нарисуй ла-биринт». При выполнении заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием и добивался хороших результатов.