Кристина Сонина
Развитие межполушарного взаимодействия в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В дошкольном возрасте происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Эффективному развитию высших психических функций в дошкольном возрасте способствуют упражнения направленные на активизацию различных отделов коры больших полушарий. Существует целая наука кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Двигательное развитие является основой для развития когнитивного, социального и эмоционального. Чем подвижнее и более координирован ребенок, тем больше оснований говорить о нормальном психическом развитии. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. При развитии мелкой моторики развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за высшие психические функции. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций (ВПФ). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий, а также роль их совместной деятельности в осуществлении ВПФ, можно предполагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность.
Прежде чем приступить к развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, необходимо провести диагностику и выявить показатель межполушарного взаимодействия. Для этого можно использовать пробы: Н. И Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», проба на пальцевый гнозис и праксис, наглядный и речевой варианты пробы Хеда и др.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Улучшают взаимодействие полушарий : пальчиковая гимнастика; логоритмика; дидактические игры и задания; кинезиологические упражнения; арикуляционная и дыхательная гимнастика; самомассаж; творческие занятия под классическую музыку. От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать чтение, письмо, достигать успехов в спорте и даже строить межличностные отношения.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий, тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное – обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.