Папки-передвижки

Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников

Ирина Леонова
Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проблемой постановки певческого голоса в психолого – педагогических исследованиях уделялось большое значение.

Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающие многие стороны интеллекта, имеющее различные стороны, разновидности, свойства и обладающие бесконечным разнообразием индивидуальных качеств, а качества, по мнению Л. В. Голициной нужно развивать, так в чем же состоит развитие музыкального слуха? Воспринимать музыку-это воспринимать прежде всего, ее звуковую ткань, которая организована в звуковысотном, ритмическом, динамическом, тембровом отношениях. Эти виды звуковой организации при восприятии музыки имеют неравноценное значение. Теоретик-музыковед Л. А. Мазель совершенно справедливо обратил внимание на то, что «важнейшими сторонами мелодии, в наибольшей степени определяющими ее образно-выразительный характер, а в особенности ее строение и логическое развитие, являются те ее стороны, в отношении которых музыкальная интонация наиболее строго организована, точно фиксирована, богата дифференцирована. Само понятие тон-основное понятие в музыке - содержит в себе указание на неизбежность познания музыки через восприятие звуков, закономерно сопряженных через ощущение их высотности.

Публикация «Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников» размещена в разделах

Для моей работы особый интерес, представляла работа К. В. Тарасовой, посвященная формированию и развитию музыкального слуха в онтогенезе. В исследованиях К. В. Тарасовой ставилась цель выявить основные тенденции становления элементарного ладового чувства (перспективного компонента мелодического слуха). Кроме того, в специальном исследовании была проверена возможность прямого формирования ладового чувства в его развитии, собственном значении у детей среднего и старшего дошкольного возраста на групповых музыкальных занятиях в детском доме. Результаты исследований К. В. Тарасовой, показали, что мелодический слух развивается в онтогенезе как единая система, во взаимодействии перспективного и репродуктивного его компонентов.

К. В. Тарасова полагает, что формирование мелодического слуха и слухо – вокальной координации – это во многом проблема постановки певческого голоса, а окончательно тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен только после проведения достаточной работы по его постановке.

Работая над данной проблемой я прежде всего распределила детей на три типа голоса, определила примарные звуки.

С детьми проводила вокальную гимнастику, начиная с 2 лет, при этом соблюдала следующие:

- правильная фокусация звука;

- правильное мышечное движение;

- правильное звукоощущение;

- правильное ощущение звукоизвлечения;

- необходимо правильно открывать рот, не зажимать нижнию челюсть.

Для выразительности речевого регистра использовала программу педагога – музыканта И. Микиты, в основе которой лежит релятивная система или система ладовой сольмизации. Работа в этом направлении дает возможность логического введения ребенка в мир звуков и их взаимодействия. Этот метод, овладения навыками вокального интонирования, доступен.

Развитие ритмического слуха осуществляла применением языка ритмослогов для проговаривания ритмического рисунка: четверть – та, восьмая – ти – ти, шестнадцатая – тири – тири. Дети пели песни – попевки на постоянной метроритмической пульсации. Развитие тембрового слуха достигала использованием музыкальных ударных инструментов: бубен, треугольник, металлофон, румбо, ложки, треугольник и т. д. И природных «инструментов» : хлопки, шлепки по коленам, кулачки, притопы. Конечно, в развитии музыкальной деятельности детей большое значение имеет взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Поэтому, ставя перед собой цель и вытекающие задачи, я старалась более широко и полно охватить спектр музыкальной тематики, обучая детей музыкальному искусству. Решая данные задачи, я строила свою работу поэтапно, начиная с раннего возраста,

Приобщая детей к наследию мировой культуры раз в месяц проводила свою работу в «музыкальном салоне», куда приглашались дети и родители, звучала музыка композиторов классиков в исполнении музыкального руководителя, преподавателя музыкального училища, участников ансамбля «Дивертисмент», родителей, детей.

в работе над интонацией я не стала знакомить детей с нотными обозначениями, а оставила вырабатывание навыка прослеживания мелодии при помощи руки. В выработке этого навыка мне очень помогла методика созданная доктором педагогических наук Н. А. Ветлугиной, в пособии «Музыкальный букварь». Я стала больше уделять внимания заданиям, которые учат детей вниманию, с интересом слушать музыку, чувствовать настроение, характер музыки, рассказывать о своих впечатлениях, подбирать слова, развивать умение говорить полно и содержательно, ряд творческих заданий для индивидуальной и коллективной работы. Следуя принципу единства образования, восприятия и развития в музыкальном обучении, направленного на освоение духовного богатства. Соблюдая принцип интереса, увлеченности, всемерного стимулирования, положительным отношением к учению – залог успеха.

Для коррекции и развития вокальных данных детей с учетом их индивидуальных особенностей

Упражнения я разделила на три группы:

1 группа упражнений была направлена на выработку легкого звонкого, полетного звучания голоса ребенка.

2 группа направлена на расширение диапазона.

3 группа – на чистое интонирование.

У детей сформировалась определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса.

При отборе песен я учитывала их понятность детям, яркость, художественность образов и некоторые специальные моменты:

1. Обилие в тексте гласных звуков.

2. Легкость согласных для произношения.

3. Небольшой объем фраз и текста в целом.

4. Разнообразные интонации.

Система упражнений, используемая в моей работе, позволила мне расширить диапазон детских голосов и привело к значительному улучшению мелодического слуха детей.

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ (презентация) Пение – один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей, развивающее самые главные составляющие музыкальности – эмоциональную.

Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста. Важность певческой деятельности для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2014 в 12:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкального слуха и певческого голоса у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Леонова (УИ 141899) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД