Татьяна Некоркина
Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе социальное общество переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.
Поэтому сейчас главная задача музыкального воспитания дошкольников повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор, несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым.
Публикация «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком.
С целью определения уровня развития музыкальных способностей детей, провела определенную работу. Были выделены компоненты, критерии, показатели, которые представлены в таблице.
Компоненты музыкальных способностей Критерии оценки компонентов музыкальных способностей
I. Музыкальный слух. 1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
2. Владение широким диапазоном голоса.
3. Слуховое внимание.
II. Музыкальная память. 1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.
2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство ритма. 1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Музыкальное движение. 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа.
V. Творческие навыки. 1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.
Предложили детям первое задание, которое ставило целью выявить наличие у детей развитого методического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания.
Детям предложила произвести мелодическую линию народных попевок "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит кот", мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз.
У детей отметила неуверенность, робость в пении. Многие дети просто проговаривали слова, не пропевая мелодию попевки, некоторые дети кричат, шумно берут дыхание. При повторном исполнении попевки на инструменте лишь (17%) вслушиваются в мелодическую линию и пытаются петь чисто. Наиболее удачно дети исполняют песенку "В огороде заинька", т. к. мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения возникли при пении попевки "Ходит кот", т. к. мелодия имеет волнообразный тип движения мелодии.
Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания. На инструменте исполнялась "Колыбельная" в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха (средний регистр, третью – мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь.
Дети справились неплохо, т. к. им более близка тема колыбельных песен, охотно слушая задание. Но в большинстве случаев ответы детей имели ошибки, особенно часто дети путали верхний и средний регистры.
Задание 3 ставило целью определить наличие у детей чувства ритма.
Результаты позволили сделать следующие выводы:
1. У некоторых детей на данный момент отсутствовал развитый мелодический и тембровый слух. Слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятными.
2. Часть детей слабо владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у них не развита достаточно дикция.
3. У детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о недостаточно развитой музыкальной памяти.
Причина этого, на мой взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, в отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя в музыкальной деятельности.
Несмотря на выделенный уровень знаний, умений и навыков дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности имеется основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора.
Исходя из анализа музыкальных способностей детей, поставила ряд задач.
1. Обогащение слухового опыта детей при знакомстве со стилем и направлениями в музыке на основе фольклорных произведений.
2. Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм в фольклорных произведениях и средств музыкальной выразительности;
3. Стимулирование самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.
В ходе работы с детьми использовала традиционные и нетрадиционные формы и методы работы.
Строила занятие таким образом, чтобы ведущей формой проведения была игровая.
1 этап – развивающий был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей : тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.
2 этап – репродуктивно-творческий направлен на погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности.
С целью развития у детей тембрового слуха провела занятие "Угадай, чей голосок?", чтобы заинтересовать детей предложила детям принести на занятие нарисованные домики для персонажей сказки (мишка, зайчик, птичка). На музыкальную загадку отвечали своими карточками. "Это идет мой мишка!" "Это песенка моей птички" отвечали дети. Детям было интересно не только ответить на музыкальную загадку, но и продемонстрировать свои домашние рисунки. Если кто-либо неправильно давал ответ, дети живо поднимали свои карточки-картинки с правильным ответом. Почти каждый из детей попробовал себя в роли ведущего, стараясь загадать загадку сложнее.
Развивая у детей умения чисто интонировать ступени звукоряда, предложила задание «А я по лугу». Правильно выполнить задание поомогала установка: внимательно послушать и спеть чисто, иначе кузнечик не прыгнет на цветок, а упадет на землю. Всем захотелось побывать в роли ведущего, даже ранее скованные дети с большим удовольствием и старанием выполняли роль ведущего игры.
Знакомя детей с жанрами фольклора колыбельной и плясовой музыкой, предложила музыкальную игру " нарисуй музыку" Дети с интересом и вниманием слушали музыкальное произведение, единодушно соотносили мелодию со своим изображением мелодии.
В занятии во время проведения игры "Ходит зайка по лесу", дети с интересом рассмотрели изображение лесенки - чудесенки и выслушали задание. Дети уже понимают, что важно не только правильно показать движение мелодии вверх или вниз, но и чисто интонировать каждую ступень лада. С большим желанием и интересом дети выходили отгадывать музыкальную загадку, т. к. задание им было понятно и знакомо. Так как остальные дети одобряли хлопками правильные ответы, то каждому хотелось выполнить задание только правильно. В случае неправильного ответа ребенку давалась еще одна попытка.
В занятии "Тень-тень", дети с удовольствием и желанием разучили шуточную песенку "Тень-тень". Веселым смехом реагировали на слова песенки. Активно откликнулись на призыв пропеть по ролям. Каждая группа старалась без ошибок прохлопать свой ритмический рисунок. Большой интерес вызвало задание, где голосок должен спрятаться, а ладошки хлопать ритмический рисунок. Так как дети уже прохлопали задание с голосом, без поддержки голосом оно также не вызвало особого труда. Выложить ритм песенки короткими и длинными палочками вызвались даже малоактивные дети. Таким образом, все дети приняли активное участие в игре и неплохо справились с заданием. В игре "Кошка Мурка и музыкальные игрушки", детям был интересен сюрпризный момент возникновения нового музыкального инструмента, что привлекало внимание ребенка. У каждого ребенка возникает желание самому поиграть на новом инструменте, что и предполагает игра. Знакомство ведется в нетрадиционной форме игры-загадки, что завораживает детей, удерживает внимание ребенка, дает ему возможность получить яркие впечатления. Большой интерес вызывает исполнение уже знакомых мелодий на инструменте. Дети учатся связывать звучание инструмента с конкретным образом.
Занятие "Определи инструмент", дает возможность детям вспомнить и закрепить названия народных музыкальных инструментов. Каждый из детей мог выступить и в роли ведущего, и в роли отгадывающего ритмическую загадку. Не остаются в стороне и остальные играющие, они внимательно слушают и хлопками оценивают ответы. Это призывает быть детей собранными, внимательными, активными.
В занятии игра "Узнай, чей голосок?" прошла в свободной непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос, придумывали сложные интонации.
После того, когда у детей появился определенный запас музыкальных способностей, детям было предложено на заданный текст досочинить песню, которая поется не до конца, закончить ее. Дети к заданию отнеслись настороженно, но после показа своего варианта, вели себя более свободно, пытаясь получить свой результат.
Второй вариант предполагал сочинение полностью всей песенки на заданный текст. Дети высказывались о характере заданного текста. "Песенка очень грустная, осенняя, я хочу ее спеть медленно и грустно, а еще я могу изобразить капельки сначала большие, а потом частые и маленькие" – говорила дети. После чего дети показывали варианты своих песенных сочинений, высказывали свое одобрение в том случае, если им понравилась песенка, сочиненная товарищем.
При проведении занятия "Радуга появилась", детям предложено как можно по-разному произнести фразу "Радуга появилась", "Солнышко встало", "У меня зазвонил телефон". Совместно было найдено множество вариантов произношения – с восторгом, с удивлением, с горестью, сердясь и так далее. Даже замкнутые, не совсем активные дети не остались равнодушны к заданию, так как работали группой и, смотря на других детей, увлекались заданием, исполняли свои варианты. Когда все варианты были исчерпаны, дети попытались пропеть эти фразы разнообразными голосами и способами : напевно, отрывисто, легко, выделяя акцентом разные слова. Все дети были активны.
При сочинении песни-попевки на текст, каждый из детей пытался объяснить образ и характер своей сочиненной песенки. Дети справились весьма неплохо: «Моя песенка весенняя, поэтому я хочу спеть ее весело и радостно, высоким голоском, как поет птичка», «А моя песенка осенняя, поэтому петь ее буду медленно, грустно, чтобы всем было понятно, что денек пасмурный и идет дождь». Дети пытались не просто сочинить песню, а передать ее образ и характер выразительными средствами ритма, динамики и мелодической линии.
Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале работы.
В ходе педагогического процесса работа базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской, игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием творческих навыков дошкольников.
Проанализировав полученные результаты, я пришла к следующим выводам:
Большая часть детей научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием. Многие дети научились достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии. Дети научились давать мелодии образную характеристику. У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями. У многих сформировани умение воспринимать слухом ритмический рисунок и исполнять в виде хлопков.
Библиография
1. Аникин В. П. Детский фольклор // Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л. : Просвещение, 1983.
2. Ветлугина Н. А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н. А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.
3. Картавцева М. Г. Школа русского фольклора. М. : МГИК, 1994
4. Комарова Т. С. Дети в мире творчества – М., 1995.
5. Ксендзовская А. Народное творчество в воспитании детей /опыт работы/.//Дошкольное воспитание. – 1981. - № 2.
6. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. – 1986. - № 1.