Приложение МААМ

Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития

Данилова Екатерина
Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы

Следует иметь в виду, что общение помимо разговорной речи, восприятия

и понимания включает умение соблюдать очередность в общении.

Практическая методика по обучению детей общению включает следующие

направления:

1) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;

2) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;

Публикация «Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития» размещена в разделах

3) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с

использованием подражания игровых моментов и игр.

Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и

соответствующим их склонностям и склонностям ребенка занятием. Если

ребенок еще не говорит, то первой основной задачей является научить его

концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является

обучение его соблюдать очередность, так как коммуникация — двусторонний

процесс. Его участники не только говорят, но и слушают и ждут. Ранний

возраст — наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать

очередность. Учиться можно, предлагая ребенку игру, в которой по очереди

надо выполнять какие-то действия или произносить различные звукосочетания

и короткие слова.

Таким образом, основными задачами родителей является: развитие

подражания и воспитание у ребенка соблюдения очередности.

С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как

«Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и другие. В процессе игры с

ребенком говорите за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносимые ими:

«гав—гав», «мяу—мяу», «ква—ква» и т. п. Старайтесь, чтобы ребенок

заражался обстановкой взаимодействия и повтором за вами. Создавайте игровые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосочетания. Играйте в прятки: ку-ку; с водой: кап-кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учите ребенка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Помните, что речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребенка включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам действиям.

Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является

общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Важно,

чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым

партнером ребенка в диалоге должен быть взрослый. В любом случае при

любой возможности поощряйте речевую реакцию ребенка. Если первыми

ответами у ребенка являются только отдельные разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребенок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребенка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения, это может привести к речевому негативизму. Для развития ребенка полезно использовать различные инсценировки, превращать занятия в маленький спектакль.

Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен

продумать серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов — «да» или «нет». Вторая серия вопросов предлагается в виде усложненного варианта игры «да — нет». Затем вопросы еще усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто там пришел?» и т. п. Полезно использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото. Постепенно ребенка учат использовать в своей речи и при ответе на вопросы глаголы.

Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет

игра. Используются игры по развитию начальной познавательной

деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и

другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине,

цвете, форме, формируется ручная умелость и пространственная ориентировка.

Для развития пространственных представлений широко используются

разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие

стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Стереогноз

имеет важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. Для

развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». В

мешочек из плотной ткани помещают различные предметы и мелкие игрушки,

и ребенок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.

Начиная с трех лет малыша учат конструировать из кубиков по

подражанию. Все представленные и другие игры — занятия сопровождаются

речью, ребенок проговаривает свои действия, отвечает на вопросы взрослого.

Развитие доречевых голосовых реакций и речи ребенка тесно связано с

развитием произвольной общей моторики. Так, до 2 месяцев характер крика

ребенка существенно не меняется, что, по мнению некоторых авторов, связано

с вынужденным положением ребенка на спине- Качественные видоизменения

крика ребенка и дальнейшие этапы его доречевого развития связаны с

развитием общей моторики. Развитие общей моторики меняет положение

ребенка, способствует развитию его положения на животе, на коленях, сидя и

стоя. Переход головы из положения затылком вниз, теменем вперед, лицом

вверх в положение теменем вверх лицом вперед способствует расширению

поля обзора, а также меняет и положение фонационно-артикуляционного и

двигательного аппарата, создавая максимально оптимальные условия для их

функционирования.

Произвольные активные движения ребенка становятся возможными по

мере дальнейшего развития его центральной нервной системы и под влиянием адекватных условий окружения.

При развитии активных движений отдельные части тела вовлекаются

сначала в некоординированные, а затем все более координированные,

согласованные действия.

Считается, что речевая деятельность — это прежде всего нервномышечная синергия, вовлекающая все тело. Следовательно, при обучении речи

ребенок должен прежде всего освоить комплексную синергию движения.

Родителям необходимо стимулировать физическое развитие ребенка,

заботиться о его здоровье. Это будет способствовать нормальному речевому

развитию ребенка. При общении с ребенком важно вызвать у него стремление к подражанию.

Стимуляция речевого подражания на первом году жизни направлена на

развитие коммуникативных навыков, зрительно-моторного манипулятивного

поведения, положительно эмоционального общения со взрослыми. На основе

предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью

взрослого, у ребенка стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые

реакции.

Логопедическое обследование ребенка раннего возраста проводится в

процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процессе

совместной с ним игры. Отмечается особенность импрессивной речи, т. е.

устанавливается уровень понимания обращенной речи. Для ребенка раннего

возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной

деятельности с ребенком большое внимание уделяется подражанию. Кроме

того, при обследовании безречевого ребенка или ребенка со значительным

отставанием в речи необходимо обследование слуха.

Логопедическая работа.

Стимуляция звукоподражания — узловой момент логопедической работы.

Стимуляция подражания начинается с подражания логопеда звукам и слогам

самого ребенка.

Используются следующие виды занятий: игры по подражанию звукам в

помещении и на улице (подражание тиканью часов, бульканью воды, мотору

мотоцикла и машины, паровозному гудку, подражание звукам животных).

Перед началом логопедической работы необходимо установить контакт

с ребенком, создать условия для адаптации ребенка в детском коллективе.

Логопедические занятия на фоне дезадаптации, плохого настроения,

отрицательного отношения ребенка к учреждению бесполезны. Поэтому

прежде всего у ребенка вырабатывается положительное отношение к детскому

учреждению, к окружающим его взрослым. Ребенок должен чувствовать себя

любимым и «нужным» в данном учреждении, при помощи интересных игр у

него вырабатывается потребность и желание находиться в данном коллективе.

Важным разделом логопедической работы является развитие пассивного

речевого запаса, то есть понимания речи. Развитие понимания речи происходит в процессе знакомства детей с предметами и явлениями окружающего мира.

Формирование предметной соотнесенности слов производится одновременно с развитием их смыслового содержания.

Работа над восприятием звуков речи проводится с учетом характера

дефекта. Она в первую очередь направлена на развитие слухового восприятия и слухового контроля. На следующем этапе работы особо важное значение имеет развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. На третьем этапе ведущее значение имеет развитие слухового контроля как

осознанного действия.

Для воспитания правильной звучной речи необходимой является работа

над дыханием:

— формирование речевого дыхания с дифференциацией вдоха и выдоха;

развитие длительного ротового выдоха при более коротком вдохе.

Во всех случаях логопед должен найти наиболее экономный и

эффективный путь обучения ребенка произношению. Логопед в ходе

выполнения задания ребенком проверяет, правильно ли он выбрал позу для

произнесения нужного звука. Для этого он просит ребенка произвести выдох и

сильно подуть, не изменяя позы. При сильном выдохе возникает интенсивный

шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нужного глухого

гласного, значит, поза принята правильная, если нет, логопед помогает

изменить артикуляционную позу и снова подуть.

Развитие фонематического анализа

1. Ребенка следует научить выделению и определению количества слогов в

слове, произнесенном логопедом.

2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога.

3. Ребенка учат произносить слитно слово, предложение, произнесенное

логопедом по слогам ( например: «те-ле-фон», «ве-ло-си-пед» и т. п.).

При работе над фонематическим анализом ребенка учат выделять звуки в

слове. Задание: есть ли звук [м] в словах мышка, дерево, цветок, кошка.

Ребенка учат также выделению первого звука в слове, выделению

последнего звука в слове. Вопросы: какой последний звук в словах «птица»,

«дом», «кошка» ит. п. Ребенка также учат определению количества звуков в

словах (количественный анализ).

Логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика имеет важное значение в развитии речи. Она

включает 5 разделов:

1. Ходьба, маршировка, основные движения.

2. Развитие ритмических движений.

3. Развитие умения слушать и различать двухчастотную и трехчастотную

музыкальную форму, самостоятельно менять движения в соответствии со

сменой темпа, динамики, ритма, тембра и характера музыки.

4. Развитие координации движений.

5. Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из

трех сигналов.

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект занятия «Солнышко» по формированию у детей 2–3 лет навыков общения в период адаптации к детскому саду Задачи: Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать ее запоминанию, проговариванию, закрепить название цвета «желтый», названия.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУРазвитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в ДДУ Шевякова Валентина Михайловна МБДОУ детский сад №9 г. Нижний Ломов, Пензенская область Тема моей работы очень актуальна. Модернизация.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития
Опубликовано: 16 июня 2022 в 17:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития» (включая файлы) размещена пользователем Данилова Екатерина (УИ 2716006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД