Валентина Месникова
Развитие навыка ориентации в пространстве у дошкольников с особыми образовательными потребностями с помощью игр
▼ Скачать + Заказать документы
Для нормального физического и психического развития ребенку необходима двигательная активность. У дошкольников с нарушением слуха существуют проблемы в формировании двигательных функций, о которых говорится в исследованиях таких авторов как Боскис Р. М., Выготский Л. С., Корсунская Б. Д., Лях В. И., и др. [2, 3, 4, 5, 6]. При неполноценной работе вестибулярного аппарата наблюдается малый двигательный опыт (база движений, отсюда и низкий уровень развития координационных способностей, навыков ориентации в пространстве. Зрительное восприятие объектов, не подкрепленное слухом, происходит менее активно, чем у ребенка с нормальным слухом. Развитие данных навыков является необходимой частью развития речи и мышления ребенка с нарушением слуха для овладения школьными навыками, а именно письмом, чтением, счетом.
Публикация «Развитие навыка ориентации в пространстве у дошкольников с особыми образовательными потребностями с помощью игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Цель – развитие ориентации в пространстве и координации движения у дошкольников с нарушением слуха с помощью игр.
Задачи:
- развивать умение различать правую и левую руки.
- развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево,
- развивать мелкую моторику рук.
Для занятий с детьми подобраны дидактические игры. Они предназначены для детей 4-8 лет с нарушением слуха. Данные игры могут использоваться в индивидуальной и подгрупповой работе. Для детей младшего возраста выбираются простые варианты игр. По мере освоения задания усложняются. При выборе задания учитывается не только возраст, но и степень поражения слуха у ребенка:
– при работе со слабослышащими детьми используется слухоречевая инструкция;
– при работе с глухими детьми – карточки для показа.
Данные игры могут использоваться при организации занятий с разными категориями детей. Они будут полезны как педагогам и заинтересованным специалистам для организации занятий с дошкольниками в группах разной направленности, так и родителям. Новизна и необычность игрового материала способствуют повышению интереса и мотивации к занятиям, развитию навыка ориентации в пространстве и координации движения, развитию мелкой моторики, обогащению сенсорного опыта.
Игры на развитие навыка ориентации в пространстве и координации движения
1. Веселая дорожка
Цель: развитие навыка ориентации в пространстве относительно себя (правая – левая сторона) и координации движений.
Описание: игра представляет собой цепочку, состоящую из листов формата А3 с приклеенными на нее отпечатками рук и ног в разной последовательности, так чтобы ребенку удобно было на них стоять. Суть игры – пройти дорожку правильно поставив руки и ноги. Можно использовать и как игру-разминку и как самостоятельное упражнение.
Оборудование:
• Листы А3
• Распечатанные отпечатки рук и ног
• Ножницы
• Скотч
• Клей
Ход игры:
1 вариант. Предназначен для детей с 4 лет. Ребенок проходит дорожку, правильно поставив руки и ноги на отпечатки.
2 вариант. Предназначен для детей с 5 лет. Ребенок проходит дорожку, правильно поставив руки и ноги на отпечатки на скорость. За ошибку он сходит с дорожки и начинает проходить ее сначала.
3 вариант. Предназначен для детей с 6 лет. Отпечатки рук распечатывают цветными (2, 3 цвета). При прохождении дорожки ребенку необходимо ставить руки только на тот цвет, что скажет педагог.
2. Поводырь
Цель: развитие умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, вправо – влево).
Описание: игра представляет собой цепочку, состоящую из листов бумаги формата А4 с прорисованными стрелками. Ребенку завязывают глаза и с помощью сигналов педагога он должен пройти данную цепочку. Можно использовать и как игру-разминку и как самостоятельное упражнение.
Оборудование:
• листы бумаги
• скотч
Создание игры: Листы бумаги склеиваются в дорожку в форме зигзага.
Ход игры:
Обучающий момент.
1. Педагог показывает на себе или воспитателе. Играющий встает на первый лист и закрывает глаза. Для следующего шага нужна команда ведущего.
- Поглаживание по груди – шаг вперед.
- Поглаживание по правому плечу – шаг вправо.
- Поглаживание по левому плечу – шаг влево.
- Поглаживание по спине – шаг назад.
2. В первый раз ребенок проходит с открытыми глазами.
Основной момент.
1 вариант. Предназначен для детей с 5 лет. Педагог с помощью считалки выбирает играющего. Ребенок встает на поле и закрывает глаза. С помощью прикосновений педагог задает движение.
2 вариант. Предназначен для детей с 6 лет. Слабослышащему ребенку задания можно давать на слух.
3. Руконог
Цель: развитие координации движений и ориентации в пространстве относительно себя (правая – левая сторона, развитие памяти.
Описание: игра представляет собой поле из 6 склеенных между собой листов А3 и 12 цветных прямоугольников, наклеенных на равном расстоянии друг от друга. Для заданий распечатываются бланки с цветными отпечатками рук и ног попарно. Силуэты рук и ног нужно распечатать так, чтобы один был цветной, а второй нет.
Суть игры – переставлять руки и ноги на прямоугольник указанного ведущим цвета, не отрывая при этом других конечностей от пола. Можно использовать и как игру-разминку и как самостоятельное упражнение.
Оборудование:
• Листы А3
• Цветной картон
• Ножницы
• Скотч
• Клей
• Распечатанные попарно цветные отпечатки рук и ног
• Мешок для карточек
Возраст: предназначена для детей с 5 лет.
Ход игры: ведущий методом случайного выбора показывает карточки. Ребенок должен понять какую руку или ногу на какой цвет нужно поставить. Играть можно вдвоем на одном поле. Это способствует улучшению коммуникативных навыков, принятию тактильного контакта. Либо на двух полях по одному. Тогда в игру вносится соревновательный момент.
4. Ладошки
Цель: развитие навыка ориентации в пространстве относительно себя (правая – левая сторона, развитие памяти, внимания, мелкой моторики.
Описание: суть игры в нанизывании резиночек на свои пальцы или на макет руки по образцу.
Оборудование:
• листы с шаблонами (отпечатки рук с прорисованными цветными резиночками)
• цветные резиночки
Ход игры:
1 вариант. Предназначен для детей с 4 лет. Ребенку предлагается карточка с одним отпечатком ладошки (правая или левая). Задание посмотреть внимательно и одеть резиночки на пальцы, как на картинке.
2 вариант. Предназначен для детей с 5 лет. Ребенку предлагается карточка с двумя отпечатками ладошек. Задание посмотреть внимательно и одеть резиночки на пальцы, как на картинке. После освоения данного навыка предлагается одеть резиночки на пальцы соседа.
3 вариант. Предназначен для детей с 6 лет. После освоения навыка одевания на себя и соседа точно по картинке, предлагается вариант одеть резиночки без образца по памяти. После освоения данного навыка задания усложняются : «Надень розовую резиночку на мизинец правой руки».
На занятиях со слабослышащим ребенком, нужно подключать слухоречевую инструкцию. С глухими использовать карточки для показа.
5. Укрась дерево
Цель: развитие навыка ориентации в пространстве относительно себя (правая – левая сторона, развитие внимания, мелкой моторики.
Описание: в данной игре ребенку предлагается украсить дерево с помощью украшений на крючках.
Оборудование:
• Макет дерева из картона или фанеры с отверстиями для крючков
• Украшения для дерева (листики, фрукты, снежинки, цветы и др.)
Ход игры:
1 вариант. Предназначен для детей с 4 лет. Ребенку предлагается взять крючок и повесить на дерево украшение. Правую и левую руку меняем.
2 вариант. Предназначен для детей с 5 лет. Ребенку предлагается взять украшение определенного вида (красное яблоко, синий ключик) в руку (правая – левая) и украсить дерево.
На занятиях со слабослышащим ребенком, нужно подключать слухоречевую инструкцию. С глухими использовать карточки для показа.
6. Башня
Цель: развитие мелкой моторики, чувства равновесия, координации движения.
Описание: в данной игре сначала необходимо построить башню, сложив по 3 кирпичика в ряд. Далее необходимо одной рукой вынуть брусок из любого уровня, кроме верхнего. Бруски можно ощупывать, чтобы найти тот, который легче вытащить. Если башня обрушилась, игра проиграна. Если башня устояла – очередь следующего игрока.
Оборудование:
• Набор кирпичиков
• Кубик с цветными гранями
Ход игры: педагог с помощью считалки выбирает первого играющего. Ребенок бросает кубик и вытаскивает кирпичик того цвета, какой остался сверху на кубике. Если башня не упала, ход переходит к следующему игроку.
Методические рекомендации
1. При работе с глухими детьми используются карточки для показа и объяснения задания.
2. При работе со слабослышащими детьми используется слухоречевая инструкция.
3. Задания усложняются по мере освоения навыка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - Москва: Просвещение, 1964. - 304с.
2. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р. М. Боскис. - М., 1988.
3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М. : Педагогика, 1963. - 215
4. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Изд-во «Лань», 2003. - 656 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).
5. Корсунская, Б. Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М. : Педагогика, 1970. - 192 с
6. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / Владимир Иосифович Лях, Александр Александрович Зданевич. М. : Просвещение, 2006. - 128 с.
7. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 144 с.
8. Сютина В. И., Калинчева Я. В. Функциональное состояние нервно-мышечной системы слабослышащих детей как критерий индивидуализации процесса обучения движениям // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Выпуск 9 (101). С. 104–109.