Наталья Черникова
Игры на развитие ориентирования в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.
Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.
Игра «Найди клад»
Публикация «Игры на развитие ориентирования в пространстве» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Воспитатель-ведущий, он заранее прячет какой-нибудь предмет и сообщает детям, что им предстоит отправиться на поиски клада. Можно спрятать новую игрушку или игру.
Воспитатель направляет детей словами: «Надо пройти 5 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 2 шага прямо» и т. д. Дети выполняют инструкции последовательно.
Можно организовать поиски клада по принципу игры «12 записок». Когда дети идут по маршруту, находят схематичное обозначение дальнейшего пути на каждом пункте.
На последнем этапе, когда дети находятся у пункта назначения, но не видят предмет, можно использовать слова «тепло»-«холодно». Когда дети находят новую игрушку, можно предложить им поиграть с ней.
Дети старшего возраста могут принять на себя роль ведущего и направлять детей во время поиска клада.
Игра «Составь рассказ по картинке»
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации с изображением предметов, сюжетные картинки. Предлагает составить рассказы, уточняя местонахождение предметов относительно других предметов. Рассказ дети могут составлять по очереди, а также все вместе по одному предложению.
Игра «Отгадай, какой предмет загадал»
Для игры понадобятся сюжетные картинки с изображением предметов, животных, людей. Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и начинает описывать его местонахождение относительно других предметов на картинке. Задача детей – догадаться, о каком предмете идёт речь.
Игра с мячом «Ловкие движения»
Для игры понадобятся мячики небольшого размера на каждого ребёнка.
Все встают в круг, воспитатель в середине круга, он руководит игрой, проговаривает слова, дети выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.
В правую руку мячик возьми.
Над головою его подними.
Перед грудью его подержи,
К правой ступне своей положи.
За спину спрячь
И затылка коснись.
Руку смени и друзьям улыбнись.
Левого плечика мячик коснётся,
И ненадолго за спину вернётся.
С правой коленки да к левой ступне.
А потом на живот.
Не запутаться бы мне.
Сначала рекомендуется проговаривать слова в медленном темпе, затем темп можно ускорить.
Игра с мячом «Лови, не урони»
Для игры понадобится мяч большого размера.
Дети стоят в кругу. Воспитатель в середине круга, мяч у него в руках.
Воспитатель бросает мяч любому ребёнку, затем даёт команды, дети выполняют их.
Например: «Маша передай мяч вправо любому мальчику», «Саша, бросай мяч прямо», «Миша передай мяч влево рядом стоящему ребёнку» и т. д.
Игра «Расскажи, где находится предмет»
Для игры понадобятся картинки с изображением предметов. Можно использовать картинки в соответствии с лексическими темами. Воспитатель раскладывает картинки для детей младшего возраста в ряд, для детей старшего возраста в 2 ряда.
1 вариант
Воспитатель предлагает отыскать предмет по условиям. Например: «Это животное находится справа от лисы». Если ребёнок затрудняется, можно дополнить: «Он находится между зайцем и волком. Кто это?»
«Эта птица находится над синицей, справа от воробья. Назови птицу»
2 вариант
Воспитатель загадывает загадку, ребёнок отгадывает и называет местонахождение предмета в ряду, используя слова «справа», «слева», предлоги над, под, около. Дети проверяют правильность ответа.
Игра «Выполни команду»
Детей надо разбить на пары. Один ребёнок будет выполнять действия относительно другого ребёнка. Воспитатель даёт команды, например: «Займите место напротив друга», «Встаньте слева от него, справа», «Спрячьтесь за друга», «Встаньте перед ним», «Положите правую руку другу на правое плечо» и т. д.
Игру можно повторить, дети в парах при этом меняются местами.