8
Реклама
Папки-передвижки

Развитие навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения

Кузьмина
Развитие навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-дефектолог Кузьмина Наталия Владимировна. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ № 71 ГОРОДА ДОНЕЦКА».

Введение.

Период наиболее интенсивного развития навыков ориентировки и пространственных представлений у детей приходится именно на дошкольный возраст. Начиная с первых месяцев, ребенок сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых, переворачиваясь со спины на живот, он уже усваивает простейшие представления о направлении движения: слева, справа, спереди, сзади. Следя глазами за погремушкой, малыш получает первые представления о таких направлениях в пространстве, как: вверху, внизу, по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Публикация «Развитие навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах

В дефектологическом словаре дано определение слова «ориентировка - это выбор направления движения, умение разобраться в окружающей обстановке и составить по воспринимаемым признакам представление о расположении окружающих предметов». Б. Г. Ананьев, А. А. Люблинская и другие исследователи установили тот факт, что недостаточное развитие этих понятий к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

Цель работы по формированию навыков ориентировки у детей дошкольного возраста : создать педагогические условия для успешного формирования пространственных представлений у детей 5-6 лет посредством упражнений по ориентировке на собственном теле и в большом пространстве, тематической пальчиковой и зрительной гимнастики, дидактических игр и лечебно-восстановительной работы с элементами ориентировки на микро-плоскости.

Ведущая педагогическая идея: создание условий и системы для развития восприятия пространства и времени у детей 5-6 лет, формирования навыков ориентировки в пространстве и представлений об окружающем мире через эффективные методы и приёмы, дидактические игры.

Технология опыта.

1. Главная педагогическая идея опыта.

Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта. Пространственная ориентировка это восприятие и отражение человеком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвязанной деятельности анализаторной системы.

Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны: если зрение помогает воспринимать пространственные характеристики окружающего мира, то пространственные механизмы познания, в свою очередь, координируют развитие зрительной системы в целом. Дети с нарушением зрения ограничены не только в зрительном, но и в пространственном познании. У них возникают трудности и в ориентировке на микро плоскости, и в ориентировке в большом замкнутом пространстве. Таким детям сложно координировать свои движения, у них затруднено развитие мелкой моторики рук, что в дальнейшем приводит к нарушению графических навыков. Таким образом, дети с нарушением зрения отстают в развитии пространственных представлений и восприятии окружающего мира от своих сверстников. То, что ребёнок с нормальным зрением познаёт стихийно, дети с нарушением зрения познают в процессе специального обучения.

Тесная взаимосвязь знаний об окружающем мире с развитием навыков ориентировки на микро плоскости, тесное взаимодействие развития мелкой моторики рук с ориентировкой на собственном теле дошкольников с косоглазием и амблиопией, а также детей с тяжёлой зрительной патологией.

2. Диагностика навыков ориентировки, развития сохранных анализаторов в процессе обучения ориентировке в пространстве дошкольников с нарушением зрения.

Над проблемой «Развитие навыков ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» работаю на протяжении длительного времени, но более целенаправленно и планомерно последние 3 года.

Вся организованная коррекционно-образовательная деятельность проводилась с опорой на «Программы специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения», составители Лисичкина Н. П., Вакарева Л. И., Ромчук И. А.

В 2020-2021 учебном году развитие навыков ориентировки в пространстве и социально-бытовую ориентировку я проводила в рамках знакомства детей с окружающим миром в соответствии с программой «Растим личность».

Прежде всего, для выявления уровня развития навыков ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения, была проведена диагностика развития мелкой мускулатуры, развития сохранных анализаторов, навыков ориентировки на своем теле и телах близких людей, ориентировки на микро плоскости и во временах года. Проанализировав данные диагностического исследования, я выявила, что на сентябрь 2020 года низкий уровень развития навыков ориентировки у слабовидящих детей составлял 62%, средний – 38 %, высокий и достаточный уровни отсутствовали.

Вот почему нужно было срочно начинать работу по этой проблеме.

3. Задания, направления и методы работы по развитию навыков ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения.

Работу по проблеме «Развитие навыков ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения» я начала с определения основных заданий по данной теме. Это прежде всего создание предметно-развивающей пространственной среды и проведение коррекционной работы, которая включает в себя: систему занятий «Ориентировка в пространстве и окружающий мир», а также коррекционные игры, направленные на развитие сохранных анализаторов и зрительного восприятия, на совершенствование мелкой моторики рук; развивающие игры способствующие развитию навыков ориентировки на себе, на микро плоскости и в замкнутом пространстве; физкультурные паузы совершенствующие координацию движений.

Определившись с заданиями по развитию навыков ориентировки у дошкольников, я выбрала такие направления работы, как: коррекционно-образовательная, партнёрская, самостоятельная и работа с родителями.

Для того, чтобы получить хорошие результаты в коррекционно-образовательной деятельности по теме: «Развитие навыков ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения», я разработала перспективный план «Развитие навыков ориентировки и окружающий мир», в котором объединила одновременное получение знаний об окружающем мире с элементами социально-бытовой ориентировки и развитие навыков ориентировки в пространстве и на микро плоскости, а также ориентировку по временам года. Этот план включает игровую деятельность: игры на развитие сохранных анализаторов, упражнения и задания на развитие навыков ориентировки на себе и на микро плоскости, авторские зрительные и пальчиковые гимнастики для развития зрительного восприятия и мелкой моторики рук; систему занятий по развитию навыков социально-бытовой ориентировки и познания окружающего мира. Весь материал по развитию навыков ориентировки дошкольников с нарушением зрения был разбит по месяцам, что позволило:

• дозировать объём нового материала на каждом занятии;

• отрабатывать навыки ориентировки на себе, на микро плоскости;

• разнообразить методы и приёмы преподнесения материала;

• качественнее реализовывать индивидуально-дифференцированный подход к дошкольникам с нарушением зрения;

• дополнять каждое занятие играми и упражнениями, направленными на формирование навыков ориентировки, совершенствование мелкой моторики рук и развитие координации движений.

Чтобы способствовать развитию навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения, в первую очередь, необходимо было создать развивающую предметно-пространственную среду. Под развивающей предметно-пространственной средой для детей с нарушением зрения следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями, натуральными объектами и игровыми материалами в соответствии с остротой зрения и зрительным диагнозом каждого ребёнка. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех слабовидящих детей с опорой на сохранные анализаторы. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самопознанию. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и

использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность.

При создании развивающей предметно-пространственной среды я учитывала особенности слабовидящих детей, уровень их развития, интересы, склонности, способности, личностные особенности. В кабинете я проводила подгрупповые занятия, индивидуальную работу с детьми, имеющими тяжёлую зрительную патологию. Мною были созданы четыре центра:

• центр «Сенсорики» для обследования натуральных предметов с помощью сохранных анализаторов. Природно-экологические объекты в сенсорной зоне исследуются по схеме в соответствии с дидактической игрой «Волшебный цветок». Здесь же используется «Сенсорный коврик» для закрепления навыков ориентировки по временам года;

• учебный центр, в котором расположены информационные средства обучения. В этом центре слабовидящие дошкольники непосредственно выполняют самостоятельную работу, воспринимают новый материал, просматривают обучающие мультфильмы «Малышарики», знакомятся с красочными иллюстрациями, звуковыми книгами «Домашние животные» и «Обитатели моря», тактильной книгой «Дикие животные»;

• центр «Весёлые пальчики» служит для развития мелкой моторики рук, содружественных движений руки и глаза. Особенно интересны такие пособия: пирамидка «Фиксики», дерево «Собери урожай», матрёшка «Семья»;

• игровой центр, в котором собрано большое количество игрушек из разного материала, дидактических, коррекционных, развивающих игр, интерактивные и музыкальные игрушки.

Содержание развивающей предметно-пространственной среды в выше-указанных центрах соответствует интересам мальчиков и девочек, периоди-чески изменяется, варьируется.

Формирование навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения я разбила на несколько этапов.

1 этап. Ориентировка в окружающем мире с опорой на сохранные анализаторы.

Работу по развитию сохранных анализаторов и умению ориентироваться в окружающем мире начинаю с обучения навыкам обследования предметов, как с помощью остаточного зрения, так и с помощью слуха, обоняния, тактильно-двигательных ощущений. Природно-экологические объекты исследуются детьми в сенсорном центре по схеме в соответствии с дидактической игрой «Волшебный цветок». Синий цветок с изображением глаза – это зрительное восприятие объекта. Зелёный цветок – обследование предмета на запах с помощью обоняния (носа). Жёлтый цветок – это восприятие объекта на слух.

Красный цветок – тактильно-двигательное обследование (на ощупь с

помощью пальцев, ладоней обеих рук). Белый цветок – это выражение эмоций (своего отношения к объекту). Особое внимание при формировании навыков ориентировки дошкольников с нарушением зрения я придаю именно развитию и совершенствованию сохранных анализаторов. В этом помогают мне такие игры, как: «Узнай на ощупь», «Найди пару». Для совершенствования тактильных ощущений широко применяю коробки с прорезями для рук - большую и маленькую, тактильные дощечки. При проведении коррекционной игры «Узнай на слух»(для развития слухового восприятия) использую аудиодиски «Голоса птиц», «Голоса диких животных», звуковые книги «Домашние животные» и «Обитатели моря». Для формирования хеморецепции (обоняния и вкуса) изготовила ёмкости с отверстием в крышке, через которое можно понюхать объект и определить его запах. Вкус продуктов нам помогает определить «Кот-повар».

Таким образом, пространственные представления формируются на основе постоянно взаимодействующих зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и кинестетических ощущений. Вот почему необходимо совершенствовать и развивать сохранные анализаторы. Однако не следует забывать, что зрение является ведущим анализатором при восприятии пространства. Движения ребенка с самого момента его рождения развиваются при ведущей роли зрения.

2 этап. Ориентировка на собственном теле и телах близких людей.

Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников, можно отметить тесную взаимосвязь ориентировки на собственном теле и ориентировки в пространстве. Особенность ориентировки на собственном теле обусловлена тем, что она развивается раньше, чем все другие виды ориентировки и лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве.

Работая с младшими дошкольниками по развитию навыков ориентировки, я заметила, что с развитием практической пространственной ориентировки на собственном теле изменяется, совершенствуется и сам характер отражения ребенком воспринимаемого пространства. Ориентировка на собственном теле, среди окружающих предметов и на местности не существует раздельно. Эти виды ориентировки взаимосвязаны и дополняют друг друга. Овладение детьми навыками пространственной ориентировки идет от практической дифференцировки различных направлений пространства к их словесному обозначению, к появлению обобщенных представлений о пространстве.

Поэтому развитие навыков ориентировки у младших дошкольников с

нарушением зрения, как и у детей с нормальным зрением, начинаю со специально организованных игр по формированию навыков ориентировки на своё м теле и телах близких людей: «Назови и покажи», «Будь внимательным!» и другие. В изучении частей тела мне помогают интерактивные игрушки: «Собачка», «Буратино», с помощью которых дети знакомятся с названием частей тела и получают элементарные навыки общения. Говорящие игрушки вызывают повышенный интерес ребят, способствуют быстрому запоминанию названий частей тела и вызывают желание говорить сначала с игрушкой, а затем со сверстниками и со взрослыми людьми.

Уже с возраста 3-х лет начинаю формировать у детей понятия «парных органов», «левая и правая сторона». Для этого провожу пальчиковую, зрительную гимнастики, а также физкультурную минутку с указанием левой и правой стороны. Даю такие задания: покажи правую (левую) руку; топни левой (правой) ногой; скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, направо-справа; игры «Найди соседа слева (справа)» и другие. В старшем дошкольном возрасте при формировании навыков ориентировки «от себя» закрепляю эти знания и провожу видео - физкультминутки с героями мультфильмов. Это такие видеоролики, как: «Щенки» (герои мультфильма «Щенячий патруль» Скай и Гонщик); Симка и Нолик (герои мультфильма «Фиксики»). Такие физкультминутки развивают координацию движений, зрительное внимание и память.

3 этап. Ориентировка на микро плоскости и в замкнутом пространстве.

Этот вид ориентировки начинаю с формирования ориентировки на основе непосредственного чувственного восприятия. Дети знакомятся с расположением групповых помещений, учатся находить свой шкаф в раздевалке, свою кровать, своё место за столом во время приёма пищи и занятий. Для поддержания интереса часто ввожу приём «приход игрушки» : Буратино, кота-повара Басика, Красной Шапочки и других. Формирование навыков ориентировки на микро плоскости (в микро пространстве) начинаю с расстановки мелких предметов на листе бумаги, на столе или расположении изображений на фланелеграфе. Для этого использую такие игры, как: «Мультляндия», «Расставь мебель в комнате у куклы Оли», «Расскажи, что, где находится на поляне».

Закрепление навыков ориентировки на микро плоскости происходит во время организации лечебно-восстановительной работы. Каждое занятие по формированию навыков ориентировки и ознакомлению с окружающим миром я стремилась сделать интересным для детей, эмоционально насыщенным, с чередованием разных видов деятельности и способов взаимодействия, чтобы обеспечить многоканальность получения знаний и включения каждого ребёнка в процесс организованной коррекционной деятельности. При проведении занятий я придерживалась следующей структуры, которая отражена на плане - карте и включает в себя игровой сюжет, проведение

развивающих игр, направленных на развитие сохранных анализаторов и навыков ориентировки на микро плоскости, в пространстве и в окружающем мире, создании проблемной ситуации. Кроме этого, на каждом занятии я проводила тематические пальчиковые и зрительные гимнастики, дети выполняли также графические и творческие задания: выпуск фотогазет, рисование мини-плакатов.

Я увидела, что занятия по формированию навыков ориентировки (особенно по ознакомлению с временами года) привлекают детей захватывающим игровым материалом, лично достигнутым результатом (создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка). Дети – в постоянном поиске, предлагают собственные предложения для решения проблемных ситуаций, творческих

упражнений, то есть обучаются с помощью игр. Именно при создании таких условий, как я заметила, наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал ребёнка с нарушением зрения.

Кроме того, системный подход, заложенный в основе занятий по формированию навыков ориентировки в пространстве за различными линиями развития, способствует интеграции знаний детей, когда стимулируется аналитико-синтетическая деятельность дошкольников. Вот почему, при постоянном использовании интерактивных методов и приёмов развития логического мышления, зрительной памяти достигается качественно новый уровень знаний детей – это интегрированные знания, которые формируют у детей целостное восприятие мира.

В своей работе я использовала следующие методы и приё мы:

1) компьютерные технологии:

• видео показ физкультминуток, видео гимнастики для глаз;

• просмотр обучающих мультфильмов «Малышарики», «Зимние виды спорта» и другие.

Интересными были:

2) поисково-исследовательский и практический методы.

С помощью этих методов дети осуществляли обследование предметов окружающего мира в пространстве и в сенсорном центре с максимальной опорой на сохранные анализаторы, проводили зрительный, мануально-двига-тельный поиск предметов в замкнутом пространстве. Применение практи-ческого метода заключалось в составлении панно из природного материала, выполнения различного вида аппликаций, выпуске тематических фотогазет, рисовании мини-плакатов: «Моя семья», «Берегите зрение», «Что полезно для здоровья» и другие.

Широко использовался:

3) игровой метод.

Это проведение различных развивающих, дидактических, коррекционных, пальчиковых игр; занятий в форме игры-путешествия; использование интерактивных игрушек в работе с детьми инвалидами по зрению. Особенно дети полюбили моделировать различные времена года с помощью тканевых картинок и сенсорного коврика «Времена года». Например, на красной части круга нужно разместить все картинки с признаками лета, а в жёлтой – все картинки с признаками осени. Дети с большим интересом «расселяют» тканевые картинки, комментируя свои действия; находят те, которые можно разместить на переходе двух частей круга (ёлочка будет на переходе любых двух времён года, потому что она и летом, и зимой, и осенью зеленого цвета). Дошкольники постепенно научились характеризовать времена года по присущим им признакам, выделять главные, обобщать их с помощью слов.

Благодаря комплексному применению всех вышеуказанных методов и проведенной работе по формированию навыков ориентировки у детей с нарушением зрения можно утверждать о наличии этих умений и навыков у

дошкольников. Это позволяет говорить о практическом освоении пространства детьми, о свободном ориентировании в незнакомом пространстве и характеризует высокий уровень ориентации детей с нарушением зрения.

Следует отметить, что развитие навыков ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения возможно только в тесной взаимосвязи с родителями. Поэтому на протяжении всего периода работы по данной проблеме я проводила консультации для родителей, составляла памятки для родительского уголка, знакомила родителей с практическими работами детей.

4. Выводы и рекомендации по внедрению опыта работы по теме:

«Развитие навыков ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения».

Об успешности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения свидетельствует сравнительный анализ результативности за последние три года. Так у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста низкий уровень составил всего 7%, в то время, как в начале работы по данной проблеме он составлял 62%; достаточный уровень составляет 31% и высокий уровень – 39 %. Подводя итоги исследования, можно сделать выводы:

1. В качестве основных направлений работы по развитию навыков ориентировки с дошкольниками с нарушением зрения, можно выделить:

• обучение детей с нарушением зрения приемам, способствующим развитию навыков ориентировки в окружающем социуме;

• обучение старших дошкольников с нарушениями зрения приемам, способствующим развитию навыков ориентировки на микроплоскости;

• вооружение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения приемами социально-бытовой ориентировки.

2. Проведение игровых коррекционно-развивающих занятий путем формирования умений и навыков ориентировки в окружающем мире способствует развитию самостоятельности, меньшей зависимости от окружающих, укрепляет веру в свои силы, обеспечив возможность самостоятельно проявлять себя в практической деятельности.

3. Систематическое проведение занятий по развитию навыков ориентировки формирует предпосылки для развития организационных, речевых умений и навыков, воспитывают положительное отношение к будущей школьной жизни.

Рекомендации по внедрению данного опыта работы в коррекционно-образовательную деятельность дошкольников :

• во все виды организованной коррекционно- образовательной деятельно-сти ввести тематические пальчиковые и зрительные гимнастики;

• в свободной деятельности организовать просмотр развивающих мульт-фильмов по ориентировке в окружающем мире;

развивать и закреплять навыки ориентировки на микро плоскости в практической деятельности детей дошкольного возраста;

• во всех видах деятельности дошкольников с нарушением зрения широко применять дидактические, развивающие и коррекционные игры.

Список литературы.

1. Абенова А. К., Тайлак Б. Е. Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения / Молодой ученый. — 2014. — №6. — с. 669-671.

2. Ананьев Б. Г. Пространственное различение / Ленингр. ордена Ленина Гос. университет им. А. А. Жданова. — Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1955. — 186 с.

3. Арутюнян Л. Н., Сипачева Е. В., Макеенко Е. П., Котова Л. Н., Михайлюк С. И., Бридько Г. Ф., Губанова Н. В., Кобзарь О. В. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» /Донецк, 2018

4. Афанасьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей /Б. Г. Афанасьев – М. : Педагогика, 1964.– 261 с.

6. Вегнер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка /Л. А. Вегнер. -М. : Просвещение, 1988. – 200 с.

7. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений – М. : Просвещение, 1997. – 326 с.

8. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения /Л. И. Плаксина. – Калуга, Адель, 1998. – 118 с.

9. Подколзина Е. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина Дефектология- 2003. - №3. – с. 22-26

10. Подколзина Е. Н. Учить ребенка с нарушением зрения ориентировке в пространстве. /Дефектология -2003.- № 4.-с. 73-79; №6.-с. 74-77.

11. Солнцева Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста /Л. И. Солнцева. – М. : Педагогика 1987. – 215 с.

12. Фомина Л. О Развитии микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения / Дошкольное воспитание/ -2007. - №9 - с. 98-99.

13. Шемякин Ф. Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространст-венных представлений / Ф. Н. Шемякин / Восприятие пространства и времени Ред. Афанасьев Б. Г. – Л. : Наука, 1969. - 136 с.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Инновационный подход взаимодействия педагогов с родителями детей с нарушением зрения Варочкина Г. Д., МДОУ № 7, г. Дивногорск Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Осеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зренияОсеннее развлечение в группе компенсирующей направленности детей с нарушением зрения Алла Сетковская «Осень, Осень! В гости просим!» По осеннему оформлен музыкальный зал. Раздаются звуки осеннего леса, пение птиц. Под.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения
Опубликовано: 7 февраля 2023 в 12:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков ориентировки у дошкольников с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина (УИ 3177725) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД