Приложение МААМ

Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру

Юлия Огородник
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру
▼ Скачать + Заказать документы

Россия переживает один из непростых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены: материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Это привело к изменениям приоритетов в обществе. Больше всего от этих перемен пострадали дети. У них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Чрезвычайно актуальной стала проблема развития нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Народные игры, удивительно совершенные и ценные произведения народного искусства, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа, помогали на протяжении многих веков формировать у детей нравственные чувства. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания : - формирование культуры поведения; - воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; - воспитание нравственно - волевых качеств. Когда ребенок общается со взрослыми и сверстниками, его нравственные чувства направлены на другого человека. Здесь можно отметить развитие таких чувств, как чуткость, внимательность, милосердие, дружелюбие. При этом развиваются не только умения ладить с людьми, но и понимание людей, эмоциональное сочувствие, симпатия. 13 Нравственные чувства - эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Нравственные чувства являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе на основе ценностей моральных. Они всегда социально обусловлены и носят исторический характер. Нравственные чувства многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, милосердия, чести, но в их основе всегда лежит психологическая способность сопереживания другим людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. До 7 лет ребенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период развития личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности. На протяжении многих лет в дошкольной педагогики велась большая работа по внедрению инноваций, компьютерных технологий, поиску новых подходов в воспитании и образовании при этом практически полностью потерялись традиции использования народной игры. Русская народная игра имеет огромную возможность развивать у детей способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему, милосердия, справедливости, дружелюбия. Народная игра позволяют ребенку быть участником игры, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться и т. д. В игровой форме дети усваивают необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, исключаются из игры, а эта санкция достаточно действенна на ребенка, а также получают возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а народные игры с пением ещё и музыкальны. Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой, напевностью, легко запоминающимся мотивом. Чёткой классификации народных игр нет. Условно их можно разделить на виды: а) подвижные (спортивные) игры; б) обрядовые (календарные); в) по отношению к природе (природные); г) трудовые (бытовые) д) с ведущим (водящим); ж) драматические (с элементами театрализованных действий). Для развития нравственных чувств дошкольников можно использовать следующие народные игры :«Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «Петушок», «Лиса в курятнике», «Матушка весна», «Лягушата», «Пчелки», «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», 14 «Волк - волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма», «Аюшки», «Маляр и краски», «Мы матрешки», «Огородная хороводная» и др. Для работы с детьми было разработано блочное планирование народных игр :

Публикация «Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру» размещена в разделах

1. Блок: обрядовые (календарные, хороводные);

2. Блок: по отношению к природе (природные);

3. Блок: трудовые (бытовые);

4. Блок: драматические (с элементами театрализованных действий);

5. Блок: подвижные (спортивные игры, игры состязания)

Каждый блок может успешно применяться во всех видах деятельности воспитателя. Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др. По отношению к природе (природные игры). Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др. Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.) Драматические игры (с элементами театрализованных действий) – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк - волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.) К подвижным играм относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари») Совместно с детьми мы составили правила общения друг с другом, которые позволяют детям позволять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей в игре. Развитие у детей нравственных чувств на основе приобщения к народным традициям через русские народные игры проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: - Режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, гимнастика после сна. - Образовательный процесс. Поэтому русские народные игры используем во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью нравственного воспитания.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Дидактическая игра «Собери русскую народную куклу»Дидактическая игра «Собери русскую народную куклу» Одной из работ по проекту «Русская народная кукла» является и изготовление дидактической игры по данной теме. У меня получилась игра три.

Развлечение «Как мы знаем русскую народную сказку «Репка» в средней группеРазвлечение «Как мы знаем русскую народную сказку «Репка» в средней группе Здравствуйте, мои милые друзья и дорогие гости! Летний период прекрасное время для проведения всевозможных игр, развлечений с детьми, которые.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру»Семинар для педагогов «Развитие речи детей 3–4 лет через дидактическую игру» В дидактических играх основной задачей является умственное развитие ребёнка, обогащение его знаниями.   С помощью дидактических игр у детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 21:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие нравственных чувств у детей дошкольного возраста через русскую народную игру» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Огородник (УИ 2412050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД