Папки-передвижки

Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «Батик»

Пучкова
Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «Батик»
▼ Скачать + Заказать документы

Пучкова Людмила Валерьевна

Воспитатель по изобразительной деятельности

МКДОУ «Кетовский детский сад общеразвивающего вида №3» Кетовского муниципального округа

Тел: 8(963)2782038, email : Lysi05081986@mail.ru

Сегодняшний человек существует в насыщенном, постоянно меняющемся пространстве. Знакомство с искусством у большинства детей происходит не в музеях, а на экранах кино и телевидения, со страниц интернета. Зрительные образы обступают ребёнка со всех сторон, активно формируя его сознание и духовный мир, неся с собой не только искусство, но и антиискусство, антигуманность, безвкусицу. Задача воспитателя – помочь ребёнку войти в мир духовно и эстетически подготовленным, умеющим противостоять этому потоку, выделить в нём достойное и художественное - развить образное мышление ребёнка.

Публикация «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике „Батик“» размещена в разделах

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Особенностью данной формы мышления является то, что оно протекает вне рамок действия, не находит своё проявление непосредственно в действии.

Развитию образного мышления детей помогают занятия с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нетрадиционных техник рисования.

В своей работе для развития образного мышления детей я выбрала технику «холодный батик». Что же такое батик?

Батик – это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе этих приёмов лежит принцип резервирования, то есть покрытие не пропускающим краску тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Роспись ткани - это такое увлекательное занятие, что за работой забываешь обо всём, с интересом наблюдаешь, как растекаются краски по ткани, как меняются цвета, как появляются необычные эффекты. Ведь результат абсолютно непредсказуем, каждое изделие получается уникальным в своём роде, и скопировать его в точности просто не возможно.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приёмы многих изобразительных искусств – акварели, пастели, графики, витражи, мозаики. Изучив опыт работы Л. А. Антипиной, руководителя студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства г. Красноярска и «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Батик», разработанной Журавлёвой Валентиной Матвеевной, учителем ИЗО НОУ СОШ «Ювенес» г. Москвы, мною была разработана программа «Батик», которая реализуется в части формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы ДОУ. В детском саду работает студия художественного творчества «Батик», где мы с детьми занимаемся росписью ткани.

Занятия в студии проходят один раз в неделю во второй половине дня, с подгруппой детей 6-7 лет из восьми человек, длительность занятия 25-35 минут.

Целью работы студии является: развитие образного мышления детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционное рисование в технике «Батик».

Задачи:

• Формировать композиционные навыки;

Развивать образное мышление детей посредством росписи ткани; воображение, творчество, фантазию;

• Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность.

Для решения данных задач мною был разработан учебно-тематический план, перспективный план занятий студии «Батик» с октября по апрель. На занятиях по батику я знакомлю детей с различными техниками росписи по ткани, такими как

Холодный батик – техника росписи по ткани. Для неё используют специальный резервирующий состав, который ограничивает растекание краски по ткани.

Свободная роспись – техника, которая выполняется без использования резерва. Это техника позволяет проявить большую фантазию в выборе рисунка. Такую роспись можно выполнять и по-сырому, для лучшей растекаемости ткани.

Свободная роспись с применением солевого раствора – сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань пропитывают раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнить рисунки свободными мазками, изменяя форму и степень насыщенности цвета.

Техника шибори – так называемый складной батик. Результат в нём достигается путём перевязывания и окрашивания ткани. Ткань складывается, таким образом, какой рисунок хочет впоследствии получить художник. Эта техника имеет японские корни.

Самый древний вид росписи из вышеперечисленных – узелковый батик «бандан» - роспись ткани с использованием узелков.

В своей работе опираюсь на принципы построения педагогического процесса: от простого к сложному; принцип наглядности; принцип индивидуализации; принцип соразмерности.

Использую методы и приё мы: наглядные (показ педагога, пример, помощь); словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок); практические (самостоятельное и совместное выполнение росписью по ткани – батик).

Я обратила внимание, что характерные особенности детского рисунка – орнаментальность, иллюстративность, локальная окраска – просто созданы для данной техники. Детей остаётся только чуть-чуть направить, и у них получаются просто потрясающие композиции. Знакомство с этим видом декоративно-прикладного искусства начинается с игры в сказку. Поэтому занятия эти не простые – волшебные: «Волшебный сундучок» (знакомство, история возникновения, «Волшебные узоры» (различные техники, «Волшебный узелок и волшебная ниточка», «Как свеча помогла художнику» и др. В работе по батику использую акриловые краски «Батик». Они не токсичны, разводятся водой, их можно легко смыть пока краска не высохла. Акриловые краски для батика обладают большой насыщенностью цвета, поэтому результат получается очень сочным, живым. Изделие после сушки нужно погладить утюгом. Для дошкольников также можно использовать гуашь, или акварель.

Ткань для батика подойдёт всех видов. Для классического батика используют шёлк. Можно ограничиться синтетическим материалом, или взять простую хлопчатобумажную ткань. Экспериментировать с цветами можно в баночках с водой. Самоё лёгкое работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска. Если мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент. Можно отметить, что наибольший интерес вызывает создание акварельных переливов (работа по мокрому фону с вливанием цвета в цвет) и использование кристаллов соли, ниток.

От начала к концу обучения доля самостоятельной работы увеличивается, а роль педагога меняется от обучающей к помогающей. В соответствии и практические работы меняются от выполнения упражнений по образцу к выполнению самостоятельных работ и к творческой самостоятельной деятельности. Итогом детской деятельности служат: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада.

Для детей роспись по ткани оказывается очень интересным и увлекательным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Такая продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребёнок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать, творить.

Библиографический список

1. Аверьянова А. П. «Детский батик». Издательство: Карапуз, 2007 г. Жанр: Художественное

2. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Издательство: Скрипторий 2007 г. Жанр: Художественное развитие дошкольников.

3. Давыдова Г. Н. «Уроки творчества. Рисуем. Для детей 6-7 лет». Издательство: Москва. Хатбер-Пресс, 2013 г. Жанр: Художественное развитие дошкольников

4. Ковалевская Л. М. «Методика занятий с детьми 5-6 лет». Издательство: Айрис-Пресс, 2008 г. Серия: Дошкольное воспитание и развитие. Жанр: Художественное развитие дошкольников

5. https://dsmashenka.68edu.ru/ds3-1/?action=viewArticle&id=7&par=142&articleId=220

Публикации по теме:

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Мастер-класс рисования по ткани «Волшебный батик» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс рисования по ткани «Волшебный батик» с детьми старшего дошкольного возраста День рисования по ткани на МААМ. RUОписание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаикаРазвитие мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста посредством лепки в технике мозаика Автор: Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Колосок» Цель: дать теоретическое обоснование.

Развитие мышления детей дошкольного возрастаРазвитие мышления детей дошкольного возраста Важнейший психический процесс, обеспечивающий человеку способность решения любых поставленных перед ним задач, называется мышлением. Оно.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Автор публикации:
Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «Батик»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 17:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие образного мышления детей 6–7 лет посредством росписи ткани в технике «Батик»» (включая файлы) размещена пользователем Пучкова (УИ 1234787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД