Марина Гурьева
Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
3. В развитии у детей пространственных и временных представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Публикация «Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)» размещена в разделах
В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют «материализовать» различные временные и пространственные категории и производить с ними те или иные манипуляции: «отыскивать» недостающие дни недели, «вставлять» на место «пропущенный» месяц, определять местоположение и направление предметов. Расставлять по порядку, определять, когда это произошло, и совершать другие игровые действия. Таким образом, в различных играх и упражнениях дети используют уже имеющиеся знания о времени для решения конкретных познавательных и игровых задач. В результате чего приобретают новый полезный для них опыт.
4. Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Обучающее начало включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения.
4. Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия или распределяются роли и разыгрываются различные проблемные ситуации на определение временных и пространственных отношений.
5. Благодаря сюжетно-ролевым играм можно совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (или другое) время» - узнать, кто и где работает ночью, днём, вечером, утром, «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др. При этом определять определённый маршрут, составлять схемы, карты и т. д.
В своей практике серию игр и упражнений, направленных на развитие самостоятельной ориентировочности, я провожу поэтапно:
Этапы проведения игр для развития пространственных представлений:
1 этап
Цель: игры на развитие у детей умения ориентироваться «от себя» и «на себе», освоение «схемы собственного тела».
2 этап
Цель: игры на формирование умения ориентировки от предметов и между предметами.
3 этап
Цель: Ориентировка от себя в пространстве:
4 этап
Цель: игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения
5 этап
Цель: игры со звуковыми ориентирами
6 этап
Цель: игры на ориентировку на плоскости.
7 этап
Цель: игры на ориентировку в тетради в клеточку.
8 этап
Цель: игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства
9 этап
Цель: игры с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице
Этапы проведения игр для развития пространственно-временных представлений:
1этап
Цель: игры на восприятие времени суток.
2 этап
Цель: игры на восприятие времени года.
3 этап
Цель: игры на чувство времени
4 этап
Цель: игры на определение времени по часам.
5 этап
Цель: игры на последовательность, длительность и частоту событий.
Для закрепления умений детей ориентироваться как в пространстве, так и во времени, мною созданы следующие условия:
-составлена картотека игр по данным представлениям;
-подготовлен наглядный материал для игр, требующих передвижения в замкнутом пространстве;
-приобретено необходимое оборудование для ознакомления со временем (песочные часы, настенные часы, часы с секундной стрелкой, различные виды календарей)
-изготовлены альбомы по временам года, по пространственным и пространственно-временным представлениям, в которые входят игровые упражнения и различные логические задания, направленные на развитие самостоятельности их выполнения;
-приобретены и изготовлены настольно-печатные игры, раскраски.
Таким образом, развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5-7 лет возможно через игровую деятельность, а также специально подготовленную для этого среду и использование игровых методик, обеспечивающих формирование у детей пространственных и пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности.
(К докладу прилагается картотека игр по ориентировке в пространстве и во времени).
Литература:
1. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова. - Москва “Просвещение” 1985.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е. Вераксы, Т. Г. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Т. В. Башаева - Ярославль: академия развития, 1998.
4. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Р. Л. Непомнящая - СПБ. : «ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС», 2004.
5. Строительные игры в детском саду. В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. – М. : Просвещение. 1966.
6. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева. - Москва. : «Просвещение», 2001
7. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Т. Д. Рихтерман. - М. : Просвещение,1991.
8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. А. А. Столяр. - Москва. : «Просвещение», 2000.