МААМ-картинки

Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)

Марина Гурьева
Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

(ПРОДОЛЖЕНИЕ)

3. В развитии у детей пространственных и временных представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Публикация «Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)» размещена в разделах

В процессе дидактических игр и игровых упражнений используются разнообразные пособия: карточки с числовыми фигурами, изображения предметов. Эти средства позволяют «материализовать» различные временные и пространственные категории и производить с ними те или иные манипуляции: «отыскивать» недостающие дни недели, «вставлять» на место «пропущенный» месяц, определять местоположение и направление предметов. Расставлять по порядку, определять, когда это произошло, и совершать другие игровые действия. Таким образом, в различных играх и упражнениях дети используют уже имеющиеся знания о времени для решения конкретных познавательных и игровых задач. В результате чего приобретают новый полезный для них опыт.

4. Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Обучающее начало включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения.

4. Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводятся действия или распределяются роли и разыгрываются различные проблемные ситуации на определение временных и пространственных отношений.

5. Благодаря сюжетно-ролевым играм можно совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени: «Путешествие в ночное (или другое) время» - узнать, кто и где работает ночью, днём, вечером, утром, «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др. При этом определять определённый маршрут, составлять схемы, карты и т. д.

В своей практике серию игр и упражнений, направленных на развитие самостоятельной ориентировочности, я провожу поэтапно:

Этапы проведения игр для развития пространственных представлений:

1 этап

Цель: игры на развитие у детей умения ориентироваться «от себя» и «на себе», освоение «схемы собственного тела».

2 этап

Цель: игры на формирование умения ориентировки от предметов и между предметами.

3 этап

Цель: Ориентировка от себя в пространстве:

4 этап

Цель: игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

5 этап

Цель: игры со звуковыми ориентирами

6 этап

Цель: игры на ориентировку на плоскости.

7 этап

Цель: игры на ориентировку в тетради в клеточку.

8 этап

Цель: игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

9 этап

Цель: игры с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице

Этапы проведения игр для развития пространственно-временных представлений:

1этап

Цель: игры на восприятие времени суток.

2 этап

Цель: игры на восприятие времени года.

3 этап

Цель: игры на чувство времени

4 этап

Цель: игры на определение времени по часам.

5 этап

Цель: игры на последовательность, длительность и частоту событий.

Для закрепления умений детей ориентироваться как в пространстве, так и во времени, мною созданы следующие условия:

-составлена картотека игр по данным представлениям;

-подготовлен наглядный материал для игр, требующих передвижения в замкнутом пространстве;

-приобретено необходимое оборудование для ознакомления со временем (песочные часы, настенные часы, часы с секундной стрелкой, различные виды календарей)

-изготовлены альбомы по временам года, по пространственным и пространственно-временным представлениям, в которые входят игровые упражнения и различные логические задания, направленные на развитие самостоятельности их выполнения;

-приобретены и изготовлены настольно-печатные игры, раскраски.

Таким образом, развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5-7 лет возможно через игровую деятельность, а также специально подготовленную для этого среду и использование игровых методик, обеспечивающих формирование у детей пространственных и пространственно-временных представлений в процессе познавательной деятельности.

(К докладу прилагается картотека игр по ориентировке в пространстве и во времени).

Литература:

1. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова. - Москва “Просвещение” 1985.

2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е. Вераксы, Т. Г. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Т. В. Башаева - Ярославль: академия развития, 1998.

4. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Р. Л. Непомнящая - СПБ. : «ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС», 2004.

5. Строительные игры в детском саду. В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. – М. : Просвещение. 1966.

6. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. А. А. Смоленцева. - Москва. : «Просвещение», 2001

7. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Т. Д. Рихтерман. - М. : Просвещение,1991.

8. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. А. А. Столяр. - Москва. : «Просвещение», 2000.

Публикации по теме:

Физические упражнения как средство формирования навыков письма у детей 6–7 лет Теоретической основой нашего исследования являются взгляды отечественных педагогов и психологов (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, О. И. Галкина, Т. С. Комарова,.

Использование игровых приемов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников Доклад на тему: Использование ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ на занятии по ФОРМИРОВАНИю ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Одной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 23:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие ориентировочной самостоятельности у детей 5–7 лет посредством игровой деятельности (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гурьева (УИ 258443) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД