Приложение МААМ

Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)

ольга андриянова
Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы. (опыт работы).

В старшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Но доминирующим является непроизвольное запоминание, как и на протяжении всего дошкольного периода, в старшем дошкольном возрасте в памяти ребенка происходит важнейшее изменение – его память приобретает элементы произвольности. Он начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Можно сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, так как это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.

Публикация «Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)» размещена в разделах

Игры, задания и упражнения используемые в моей практике.

Проводятся 3 раза в неделю по 20-30 минут индивидуально и подгруппами.

«Мы ходили в зоопарк» (Развитие слуховой памяти)

Эту игру можно проводить с группой детей.

Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

Продолжает второй участник игры : «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

«Магазин» (Развитие слуховой памяти)

Ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»(взрослый называется от 3 и более слов). Чем больше слов ребенок воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

«Мы гуляем по зоопарку» (Развитие зрительной и слуховой памяти)

Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

«Фотоаппараты» (Развитие зрительной и образной памяти)

1-ый вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п., в количестве не больше 7-10 штук для ребенка 4-6 лет. Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.

2-ой вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие. Игру можно проводиться как с группой детей, так и индивидуально.

«Нарисуй узор» (Развитие зрительной, образной памяти и мелкой моторики рук)

Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.

Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

«Послушай и запомни» (Развитие образной и слуховой памяти)

Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача ребенка — вспомнить второе слово.

Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Упражнение :№1 Мысленные образы и эмоции (развитие слуховой и зрительной памяти, воображения)

Ведущий: Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в вашем супе.

Молния в темноте.

Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и нарисовать названные фразы".

Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается нарисованным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Просмотрите картинки и, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".

Упражнение № 2. Мысленные образы и их эмоциональная окраска (развитие зрительной и слуховой памяти)

Ведущий: " Закройте глаза и вообразите следующие картины:

Птичье гнездо

Птичье гнездо у вашей двери

Птичье гнездо у вашей кровати

Дедушка на скамейке

Дедушка на скамейке на солнце

Смеющийся дедушка на скамейке на солнце

Птичка, клюющая корм в саду

Птичка, купающаяся в луже

Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки

"Возьмите листок бумаги и зарисуйте, что вам запомнилось"

Упражнение № 3. Фигуры (развитие зрительной и образной памяти)

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает палочки на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его, на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных палочек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих палочек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных палочек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. (начинать можно с 4-6 палочек)

Упражнение № 4 Осознание словесного материала (развитие зрительной и слуховой памяти)

Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах.

Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев,каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».

Бумага---Шерсть---Сапог

Гнездо---Телега---Палец

Кот---Волосы---Лимонад

Колесо---Роза---Слон

Палка---Платок---Поцелуй

Фильм---Слеза---Автобус

Блин---Ботинок---Доктор

Счастье---Птица---Мороженое

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению с условиями развития конструктивной деятельности дошкольников Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)
Опубликовано: 23 января 2015 в 22:52
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)» (включая файлы) размещена пользователем ольга андриянова (УИ 80861) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД