ольга андриянова
Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие основных видов памяти у детей подготовительной к школе группы. (опыт работы).
В старшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Но доминирующим является непроизвольное запоминание, как и на протяжении всего дошкольного периода, в старшем дошкольном возрасте в памяти ребенка происходит важнейшее изменение – его память приобретает элементы произвольности. Он начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Можно сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, так как это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Публикация «Развитие основных видов памяти у дошкольников через дидактические игры и упражнения (опыт работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры, задания и упражнения используемые в моей практике.
Проводятся 3 раза в неделю по 20-30 минут индивидуально и подгруппами.
«Мы ходили в зоопарк» (Развитие слуховой памяти)
Эту игру можно проводить с группой детей.
Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
Продолжает второй участник игры : «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
«Магазин» (Развитие слуховой памяти)
Ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (взрослый называется от 3 и более слов). Чем больше слов ребенок воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.
«Мы гуляем по зоопарку» (Развитие зрительной и слуховой памяти)
Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
«Фотоаппараты» (Развитие зрительной и образной памяти)
1-ый вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т. п., в количестве не больше 7-10 штук для ребенка 4-6 лет. Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось.
2-ой вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие. Игру можно проводиться как с группой детей, так и индивидуально.
«Нарисуй узор» (Развитие зрительной, образной памяти и мелкой моторики рук)
Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
«Послушай и запомни» (Развитие образной и слуховой памяти)
Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача ребенка — вспомнить второе слово.
Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Упражнение :№1 Мысленные образы и эмоции (развитие слуховой и зрительной памяти, воображения)
Ведущий: Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующую картинку.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке.
Капли, сверкающие на солнце.
Теперь возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и нарисовать названные фразы".
Это же упражнение можно использовать для тренировки зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фраз не произносится ведущим, а дается нарисованным на листке бумаги. Инструкция также меняется соответствующим образом: "Просмотрите картинки и, закрыв глаза, представьте себе соответствующую картину".
Упражнение № 2. Мысленные образы и их эмоциональная окраска (развитие зрительной и слуховой памяти)
Ведущий: " Закройте глаза и вообразите следующие картины:
Птичье гнездо
Птичье гнездо у вашей двери
Птичье гнездо у вашей кровати
Дедушка на скамейке
Дедушка на скамейке на солнце
Смеющийся дедушка на скамейке на солнце
Птичка, клюющая корм в саду
Птичка, купающаяся в луже
Птичка, взлетающая, спасаясь от кошки
"Возьмите листок бумаги и зарисуйте, что вам запомнилось"
Упражнение № 3. Фигуры (развитие зрительной и образной памяти)
Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает палочки на столе и накрывает их листом бумаги, затем, подняв его, на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных палочек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих палочек «сфотографированную» фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных палочек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. (начинать можно с 4-6 палочек)
Упражнение № 4 Осознание словесного материала (развитие зрительной и слуховой памяти)
Цель этого упражнения — заставить детей поразмышлять о словах.
Ведущий говорит: «Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев,каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».
Бумага---Шерсть---Сапог
Гнездо---Телега---Палец
Кот---Волосы---Лимонад
Колесо---Роза---Слон
Палка---Платок---Поцелуй
Фильм---Слеза---Автобус
Блин---Ботинок---Доктор
Счастье---Птица---Мороженое