Папки-передвижки

Развитие педагогической компетенции родителей, как условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ

Юлия Ковальчук
Развитие педагогической компетенции родителей, как условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ

В XXI веке система образования на основании нормативно-правовых документов регламентирует включение в образование не только нормально развивающихся детей, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, не все так однозначно и проблема принятия детей с ОВЗ в общество до сих пор остается не до конца решенной. Важно место при решении вопроса социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья отводится его семье.

Публикация «Развитие педагогической компетенции родителей, как условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

Проблема активного участия семьи в образовательном процессе ребенка, не зависимо от состояния его здоровья раскрывается во многих правовых актах: Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Конвенции о правах инвалидов, Конвенции о правах ребенка. Принимая во внимание все вышеуказанные документы, можно сделать вывод, что для участия в образовательном процессе родителям недостаточно только опыта, требуются еще и определенные познания для лучшей социализации ребенка в обществе. [2]

Самыми первыми путеводителями в жизни ребенка являются его родители и именно им отводится важное место в его воспитании и развитии. А если в семье есть ребенок с ОВЗ, то усилия родителей в данном случае должна быть направлены не только на обучение ребенка, но и на его успешную социализацию. Помимо медикаментозного лечения и помощи специалистов таким детям требуется тесный контакт с родителями. Взаимосвязь всех этих компонентов приведет к положительной динамике в развитии ребенка. В семьях, где есть ребенок с особенностями, родители не всегда правильно самостоятельно могут развивать его способности. Иногда не правильные действия родителей в таком вопросе могут не только не способствовать полноценному развитию ребенка, но и еще больше усугубить ситуацию и привести к еще большим трудностям и задержке в развитии, на фоне и так имеющихся отклонений. Если родители принимают своего ребенка и готовы ему помочь успешно развиваться, они обязательно обращаются за помощью к специалистам. Главная задача специалистов, работающих с данной семьей, постоянно оказывать семье психолого-педагогическую помощь в вопросах воспитания и обучения.

Современная система образования представляет собой многообразие педагогических технологий воспитания и образования детей с особыми образовательными потребностями. Существуют различные методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, но самым первым и действенным методом в период раннего детства является взаимодействие родителей с малышом на эмоциональном уровне. Именно в этот период у ребенка происходит развитие функций, которые при правильном развитии приведут ребенка к овладению речью. Именно в этот период родителям следует обратиться за помощью к специалистам. Для организации системного и эффективного воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья требуется тесное взаимодействие семьи с группой специалистов. Большую помощь в организации и составлении индивидуальной программы самообразования и в выборе литературы родителям могут оказать квалифицированные специалисты (психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, врач, социальный работник. В такую программу могут входить выполнение различных видов упражнений, игры с детьми, режимные моменты, развивающие занятия, физические упражнения, дыхательная гимнастика и другое. Специалисты могут давать родителям рекомендации по выполнению тех или иных упражнений. Так же специалист, наблюдая за ребенком и семьей в целом, может повлиять на уклад и форму внутрисемейной жизни, должен поспособствовать становлению в их семье положительной психологической и нравственной духовности и культуры родителей.

Если такое взаимодействие семьи и специалистов будет систематическим и полноценным, это приведет к положительной динамике в развитии ребенка.

Этап дошкольного детства наиболее благоприятен для развития и воспитания ребенка, вне зависимости от его отклонений. Чем раньше родители начнут взаимодействовать с ребенком и помогут ему в получении знаний и навыков, тем быстрее ребенок получит свой «жизненный» опыт, для успешной социализации. При высоком уровне педагогической компетентности родителей, они смогут создать для ребенка систему теоретических и практических занятий, помочь ему закрепить их и применять в жизни. Компетенция предполагает часть вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция включает в себя не только профессиональные знания и определенные умения, но и, такие качества, как коммуникация, сотрудничество, активность, ответственность, умение учиться и познавать окружающий мир, умение слушать, оценивать, правильно использовать полученную информацию. Компетентность – это в первую очередь накопленные знания и опыт, а также личные возможности человека, которые позволяют ему принимать участие в разработке определенного круга задач или решать вопросы лично, благодаря наличию определенных знаний, навыков. Это другой уровень образованности личности, который определяется наличием и степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности. [5]

Для выявления уровня сформированности педагогической компетенции у родителей педагоги используют такие методы как:

- посещение семьи ребенка с ОВЗ;

- наблюдение за взаимоотношениями в семье;

- наблюдение за ребенком;

- анкетирование родителей и воспитателей;

- консультации с родителями или членами ее семьи;

- тестирование родителей;

- индивидуальные беседы с родителями и с детьми;

- моделирование различных ситуаций;

- изучение рисунков детей на тему «Мой дом», «Моя семья».

Все вышеперечисленные методы не будут эффективны, если у родителей нет доверия к педагогам и специалистам. Осуществление взаимодействия должно основываться на доверительном и надежном сотрудничестве между воспитателями, специалистами и родителями, благодаря чему, родители смогут повысить свои психолого-педагогические знания и умения, а педагогический состав в свою очередь повысит свой профессиональный уровень и компетенцию. [4]

Психолого-педагогическая компетентность включает в себя :

- знания о возрастных особенностях, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии;

- собственные возможности применения полных сведений о особых аспектах воспитания, обучения и взаимодействия с ребенком подверженным различным дефектам развития;

- знания и опыт, касающиеся специальных способов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия;

- знания о специфике психического и личностного развития ребенка в норме или в патологии;

- знания, касающиеся постановки задач и организации взаимодействия;

- способность без принуждения мотивировать и убедить ребенка в необходимости и важности обучения тем или иным знаниям;

- способность понимать потребности ребёнка и создавать условия для их удовлетворения, а также планировать дальнейшее образование и будущую осознанность ребенка в соответствии с финансовыми возможностями и социальной ситуацией.

Многие родители не обладают психолого-педагогическими компетенциями в вопросах воспитания и обучения ребенка с особенностями и нередко им тоже нужна помощь специалистов в вопросах организации работы с такими детьми. Принятие родителями особых потребностей своего ребенка тоже играет немаловажную роль. Если родитель, в первую очередь, заинтересован в правильном развитии своего ребенка, он будет заниматься самообразование в вопросах воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Ученые нашего времени трактуют психолого-педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, элемент педагогической культуры. Существуют несколько разных пояснений данному термину:

- единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Арнаутова Е. П., Дуброва В. П., Зверева О. Л.) [6]

- интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье.

По мнению Мининой А. В., развивая психолого-педагогическую компетентность, можно способствовать более грамотному и порядочному выстраиванию отношений между родителями и их детьми.

Таким образом, родители смогут более качественно и организованно создать условия для развития личности своего ребенка, помочь ребенку удовлетворить свои потребности, помочь в выражении личного достоинства, самостоятельности, индивидуальности, творчества и самовыражения. Для адекватного и правильного воспитания и восприятия своего ребенка родителям необходимо своевременно приобретать новые знания в области педагогики, психологии, социальной педагогики, а также знания в вопросах медицинского раздела, которые относятся к заболеваниям их ребенка. Родители, обладающие знания в данных областях и определенным опытом смогут дать своему ребенку правильное воспитание, ребенок с ОВЗ будет иметь больше шансов на преодоление трудностей и саморазвития себя в будущем. Если у ребенка будет недостаток родительской поддержки и внимания к его развитию, то он будет хуже приспособлен к различным жизненным ситуациям. Родители особого ребенка должны знать, что на каждом возрастном этапе развития у ребенка будут выявляться новые трудности в обучении и развитии, для решения которых им требуется постоянно повышать свой уровень знаний и умений в вопросах образования и развития своего ребенка.

При работе с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специалисты должны использовать современные подходы к решению их проблем. Важная и главная цель – подвигнуть родителей к самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях. Задача каждого педагогического коллектива – уметь быть компетентным в решении своевременных задач воспитания и обучения особенного ребенка; уметь выслушать родителей, не навязывая своих советов и мнений; уметь грамотно и уверенно донести информацию, необходимую для оказания помощи ребенку и семье в целом.

Родителей привлекают к активному участию в реализации индивидуального образовательного маршрута детей с особенностями здоровья. А. Р. Маллер, специалист в области образования и социализации детей с ОВЗ, подчеркивал, что эффективность коррекционной работы значительно снизится, если родители не будут иметь специальных знаний по воспитанию детей с ОВЗ. [3] По этой причине много времени специалист должен потратить на «перевоспитание» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образования своих «особенных» детей.

В теории А. Адлера семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения являются главным фактором развития личности, т. е. в семье ребенок формирует свои идеалы, жизненные цели, систему ценностей и учится жить.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» родители являются участниками образовательных отношений (п. 31 ст. 2) и имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей (ст. 44, а специалисты образовательных организаций корректируют нарушения и помогают в развитии индивидуальных способностей. [1] Этим обусловлена значимость повышения уровня психолого-педагогической компетенции родителей детей с ОВЗ в вопросах воспитания и обучения своих детей.

Ребенок с ОВЗ лишь в том случае может получить качественное и полноценное образование, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации профессиональных педагогов. Вместе с тем, развивающий характер обучения в детском саду, действенность индивидуального подхода, существенно улучшается на основе регулярного обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка. Грамотное взаимодействие родителей и специалистов в вопросах воспитания и обучения повышает эффективность воздействующих на ребенка коррекционных задач.

Ссылки на источники.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2022

/ [Электронный ресурс] // URL : https://zakonobobrazovanii.ru/

Исмаилова Э. М., Глинов С. С. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Индивидуальное проектирование образования как условие успешной профессиональной деятельности. – 2020. – С. 114-120.

К. П. Сенаторова Тьюторское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ. / [Электронный ресурс] // URL : https://cyberleninka.ru/article/n/tyutorskoe-soprovozhdenie-semi-vospityvayuschey-rebenka-s-ovz-na-primere-detey-s-narushennym-sluhom

Приходько О. Г., Югова О. В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям //М. : ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис. – 2015. – С. 145.

Секерина Е. Н. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья //АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. – 2020. – С. 162-165.

Шарапова Л. Е. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста: дис. – 2018.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие педагогической компетенции родителей, как условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 28 января 2023 в 23:06
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД