Манжарова Ольга Васильевна
Развитие познавательной активности у учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у учащихся
Для того чтобы учащийся мог плодотворно учиться и развиваться как личность, он должен обладать определенными возможностями. От рождения, по наследству, человек получает лишь задатки возможностей, необходимых ему для деятельности, общения, жизни. Сами же эти возможности формируются у человека путем присвоения им общественного опыта предшествующих поколений в процессе общения с взрослыми. В процессе воспитания и обучения. Одной из важнейших задач школы является всемерное развитие возможностей каждого школьника.
Публикация «Развитие познавательной активности у учащихся» размещена в разделах
Возможности школьника складываются из: 1) знаний, 2) умений и навыков, 3) интуиции и эвристических процессов, 4) познавательные способности. Остановимся подробнее на последнем.
Известный русский психолог Б. М. Теплов определял познавательные способности как «индивидуально-психические особенности, отличающие одного человека от другого…Способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения умственной деятельности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость, ловкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков».
Овладение учащимися знаниями. Умениями и навыками, формирование у них интуиции и эвристических процессов во многом зависит от развития у них психических познавательных процессов : памяти и представлений, ощущений и восприятия, мышления и речи, воображения. Эти психические процессы составляют ядро психики, сознания и личности человека, и от их развития зависит, что это за человек и вся его жизнь. Поэтому своевременная активизация и развитие всех этих процессов является важнейшей задачей воспитания и обучения.
Современные ученые сходятся во мнении, что и дети и взрослые более успешно решают те задачи, которые предложены им в занимательной игровой форме. И особенно это важно для интеллектуально пассивных детей, которые в игре спокойно решают проблемы, недоступные им в учебной деятельности.
Психологи уверены, что интерес чрезвычайно положительно влияет на все психические процессы и функции человека. Особенно велика связь интереса с вниманием. И в первую очередь с непроизвольным вниманием, которое бывает длительным и глубоким. Также огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно; неинтересное «укладывается» в голове с большим трудом и очень легко из нее вытесняется. Интерес способствует значительному повышению работоспособности, при его помощи можно решить множество современных проблем процесса обучения, в том числе и одну из серьезнейших – проблему перегрузки ребенка при постоянно увеличивающемся объеме информации, обязательной для усвоения.
Вам, наверно, будет узнать, что развитие мышления ребенка проходит несколько этапов. Сначала формируется наглядно- действенное мышление, то есть все мыслительные операции у ребенка проходят через действие. В конце первого периода появляются элементы наглядно- образного мышления, то есть ребенок начинает мыслить при помощи образов. Далее начинает формироваться словесно- логическое, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Нужно помнить, что умственное развитие ребенка – это не только получение определенной суммы знаний, но и развитие восприятия, памяти мышления, воображения, познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь тогда ребенок научится самостоятельно усваивать знания и станет творчески мыслящим человеком. А для этого необходимо специально организованное, целенаправленное и систематическое взаимодействие ребенка и взрослого.
Хочу предложить вам несколько упражнений, способствующих развитию познавательных функций детей.
Задание, направленное на развитие зрительной памяти учеников.
Ход проведения:
Ребятам предлагается, как можно точнее запомнить изображения на доске. Для этого надо заранее подготовить карточки с рисунками. После чего карточки снимаются, а дети воспроизводят запомненное на листе бумаги.
Задание, направленное на развитие внимания.
Ход проведения.
Ребятам предлагается в течении 2 минут в тексте, или напечатанных заранее буквах найти и вычеркнуть какую- либо букву. Для этого надо заранее подготовить напечатанные тексты или буквы на отдельных листах.
Задание, направленное на развитие логического мышления.
Ход проведения.
Ребятам предлагается набор слов. Необходимо составить с ними словосочетания, поясняющие их значение. Примерный набор слов:
СЛАДОСТЬ, ПИСАЛ, КОРМИЛ, КОФЕТЫ, РУБА, ПУТЕВОДИТЕЛЬ, ЛОВИЛ, БУКВА, СОБАКА, ЗЕМЛЯ, КРАСОТА, ПУТЕШЕСТВИЕ.
Интересных вам уроков!