Оксана Забусова
Развитие познавательных процессов с помощью экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных процессов с помощью экспериментальной деятельности
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское Экспериментирование.
Публикация «Развитие познавательных процессов с помощью экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Формируется представление о различных сторонах объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Совершенствуется способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы. Формируется опыт выполнения техники безопасности при проведении экспериментов. Развивается поисково-познавательная, интеллектуально-личностная деятельность детей, творчество, память, внимание, воображение, логическое мышление, речь.
Так же происходит развитие социальных навыков : умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
Предметный мир: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт и т. п.
Геометрические фигуры: круг, ромб, прямоугольник, ромб и т. п.
Человек: мои помощники – глаза, уши, нос, рот.
Приготовление пищи: как сделать салат, как заварить чай и т. п.
Материалы: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса и т. п.
Природные явления: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лед, снег и т. п.
Мир животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. п. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классицикации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми факторами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Очень важно приобщать родителей воспитанников к участию в экспериментальной деятельности.
Предлагать родителям вместе с детьми повторять опыты дома.
Совместные прогулки в лес, парк, наблюдение за птицами, животными.
Ходить на экскурсии семьей в библиотеку, зоопарк, почту и т. п.
Участие в сборе гербария, изготовление поделок из природных материалов.
Очень важно понимать, что взаимодействие дошкольных учреждений и семьи приносит только положительные результаты. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Список литературы:
1. Нарудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС» - 2010г.
2. Прохорова Л. Н. организация экспериментальной деятельности дошкольников. 2004г.
3. Исакова Н. В. развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013г.