Светлана Катанаева
Развитие познавательных процессов у детей с тяжёлой патологией зрения посредством тактильных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач обучения и воспитания дошкольников является познавательное развитие.
Тифлопсихологией обосновано и доказано, что дети с нарушением зрения развиваются по общим законам с нормально видящими.
Особенностями познавательного развития дошкольников с тяжёлой патологией зрения выступают :
- суженный кругозор знаний с малой познавательной активностью;
Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с тяжёлой патологией зрения посредством тактильных дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2020
- речь и уровень речевого развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность познавательных действий;
- трудности целостного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового, освоение предметных (причинных, пространственных, логических) связей.
Замедленный темп познавательного развития во многом обусловлен трудностями освоения игровых действий и умений. Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, речи.
Нужно отметить также, что уменьшение количества раздражений при нарушении зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых и ведёт к рассеиванию внимания.
Среди средств и методов, используемых педагогами в работе с детьми, большое место принадлежит дидактическим играм.
Особенностью дидактических игр является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся всё более трудные задачи. Развитие ребёнка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам.
Для детей с тяжёлой патологией зрения имеются некоторые игры, озвученные игрушки, домино, игры на определение форм, но специальных игр на развитие познавательных процессов выпускается крайне мало. Поэтому в коррекционно-развивающем процессе по познавательному развитию детей педагогам приходится самостоятельно изготавливать игры или адаптировать уже имеющиеся, соответствующие требованиям для работы с детьми с тяжёлой патологией зрения.
К таким играм относятся:
«Подбери шляпку» (авторская)
Цель: развитие тактильного-двигательного восприятия, внимания, мелкой моторики, формирование навыка различения текстуры.
Ход игры: предложить ребёнку обследовать «ножки грибов и шляпки», затем подобрать к «ножке» подходящую шляпку.
«Лабиринт» (адаптированная)
Цель: развитие концентрации внимания, тактильно-двигательного восприятия, мелкой моторики.
Ход игры: предложить ребёнку пройти по дорожке (с мелкими или крупными пуговицами, выпуклой, кружевной, гладкой, шершавой и т. д.)
«Повтори» (авторская)
Цель: развитие внимания, тактильно-двигательного восприятия, памяти, мелкой моторики, формирование навыка различения текстуры.
Ход игры: предложить ребёнку разложить тактильные крышки также как указано на карточке.
1 вариант – расположить крышки на карточке-образце.
2 вариант – расположить крышки на пустой карточке, также как на образце, ориентируясь и сверяясь с карточкой-образцом.
3 вариант – запомнить расположение и фактуру на карточке-образце и выложить крышки на пустой карточке, также как на образце, без опоры на карточку-образец.
«Продолжи ряд» (адаптированная)
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, логического мышления, формирование навыка различения текстуры.
Ход игры: предложить ребёнку установить последовательность и продолжить ряд.
«Что лишнее?» (адаптированная)
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, образно-логического мышления, концентрации внимания, учить узнавать предметы по силуэту, идентифицировать их с предметами окружающего мира.
Ход игры: предложить ребёнку определить, что изображено на карточке. Классифицировать предметы и найти лишний предмет (на карточке только силуэты предметов).
«Что на карточке?» (авторская)
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, образно-логического мышления, концентрации внимания, учить узнавать предметы по силуэту, идентифицировать их с предметами окружающего мира.
Ход игры: предложить ребёнку определить, что изображено на карточке (на карточке только силуэты предметов). Классифицировать предметы (инструменты, посуда и т. д.). Человеку какой профессии необходимы эти предметы? Назвать обобщающим словом.
«Разложи в ячейки» (авторская)
Цель: развитие тактильно-двигательного и слухового восприятия, ориентировки на плоскости, мышления.
Ход игры: предложить ребёнку разложить камешки («ёлочные игрушки», цветы, мячики и т. д.) в первую (вторую, третью, четвёртую) ячейку первого (второго, третьего, четвёртого ряда) или в первый (второй, третий, четвёртый) ряд сверху (снизу).
«Накорми птиц» (авторская)
Цель: развитие тактильно-двигательного и слухового восприятия, ориентировки на плоскости, мышления, навыков счёта.
Ход игры: предложить ребёнку разложить деревья (ель, дуб, ветка дерева и т. д.) в первую (вторую, третью, четвёртую) ячейку верхнего ряда, в ячейку под дерево (указать название) положить птицу (воробей, сова и т. д.) в ячейку под птицу (указать название) положить корм для птиц (семечки, мелкая фасоль и т. д.) в количестве 3 (4, 5 и т. д.) штук. Семечки необходимо выбирать в корзинке с манкой или песком.
«Выложи дорожку» (авторская)
Цель: развитие ориентировки на плоскости, тактильно-двигательного восприятия, слухового внимания.
Ход игры: предложить ребёнку выложить на планшете дорожку (рефлёную, бархатную и т. д.) из правого нижнего угла (правого верхнего, левого нижнего, левого верхнего) по горизонтали (вертикали, диагонали).
Для изготовления игр использованы следующие материалы: толстый картон, самоклеющаяся бумага, пластиковые крышки разных размеров, фетр, гофрированный картон, бархатная бумага, обычный картон, пенка ЕVA, махровая пенка ЕVA, мех, пуговицы, камешки разных размеров, формы, семечки подсолнуха и тыквы, манка, мелкая фасоль, наборы украшений для скрапбукинга, тканевые шарики для украшений, кружево, тесьма, магниты.
Использование тактильных дидактических игр позволило задействовать компенсаторные возможности ребёнка, повысить уровень развития познавательных процессов, подготовить мелкую моторику детей к обучению шрифту Брайля. Дети с интересом и увлечением играют в тактильные игры, так как они привлекают своей необычностью материалов, нестандартностью, новизной, а также своей сложностью. Дети научились преодолевать трудности, оперировать образами уже знакомых предметов, понятий, анализировать полученные результаты.
Арсенал дидактических игр детей с тяжёлой патологией зрения в значительной степени зависит от умелого и творческого подхода к этому вопросу со стороны педагогов.
Данные игры могут быть использованы педагогами-психологами, учителями-дефектологами, воспитателями и родителями как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми, не имеющих нарушений, и детьми с различными категориями ОВЗ.