Получи документы

Развитие познавательных способностей дошкольников

Лиана Гордиенко
Развитие познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие познавательных способностей дошкольников

Проектная деятельность как способ реализации личностно – ориентированного подхода к образованию

Целевая группа

Дети от двух лет и старше, их родители, педагоги и специалисты дошкольных учреждений

Содержание проекта

Идея использовать в образовании метод проектов впервые появилась у американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Произошло это в 1920-х годах и связано с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Д. Дьюи предложил педагогам того времени изменить свои подходы к образованию и начать строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личными интересами.

Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах

В России метод проектов возник одновременно с разработками американских педагогов. Группа наиболее просвещенных российских педагогов, использующих проектный метод на практике, объединилась под руководством С. Т. Шацкого и провозгласила метод проектов средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом детей.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Все знают, что познавательная активность дошкольников очень высока - каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы, как правило, ему в этом помогают педагоги.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем. В результате проделанной совместной работы формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать эти проблемы, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить, развиваются творческие способности детей.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, потому что в проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявить своё «Я», заявить свои цели, озвучить свои представления, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми, открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, уметь согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию.

Переход дошкольных учреждений на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.

• Комплексные тематические занятия.

• Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).

• Метод проектов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Для дошкольного образования актуальна следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри дошкольного учреждения. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

На протяжении нескольких лет я в своей работе активно использую проектную деятельность, как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании детей. А начинала я так: чтобы заинтересовать детей и вовлечь их в новый вид деятельности, я предложила детям поработать над проектом на очень привлекательную для них тему «Полезно ли мороженое?»

Для реализации этого проекта мы определили предмет исследования – это полезные свойства мороженого; объект исследования – мороженое; выдвинули гипотезу, предположив, что если мороженое произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось, то, при соблюдении культуры употребления мороженого, оно положительно влияет на организм человека.

Определили методы, предположили ожидаемый результат, установили цели и задачи работы:

1) узнать, где и когда появилось мороженое;

2) выявить отношение к мороженому взрослых и детей;

3) изучить состав мороженого;

4) выяснить полезные свойства мороженого;

5) научиться правильно употреблять этот продукт;

6) сделать выводы.

В ходе выполнения этой работы дети узнали много нового об истории возникновения мороженого, его видах, полезных свойствах, научились делать мороженое в домашних условиях, узнали, какое мороженое пользуется наибольшим спросом у покупателей и пришли к выводам, что:

1. Мороженое полезно для организма, если оно произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось.

2. Мороженое не принесет вреда, если его правильно употреблять - есть в помещении, не спеша, маленькими кусочками.

3. Каждый человек может сам изготовить полезное мороженое в домашних условиях из свежих натуральных продуктов.

Детям очень понравилось работать над этим «вкусным» проектом. С этим проектом мои дети выступали на районном конкурсе проектов, где стали победителями. Затем мы с детьми разработали множество различных проектов. Например, «Мы - строители», в ходе реализации этого проекта дети познакомились с различными инструментами и научились делать постройки из конструктора. Проект «Здравствуй, осень золотая!» научил детей видеть и понимать красоту родной природы, относиться к природе бережно и заботливо. Во время выполнения проекта «Маленькие помощники» дети убедились, что их труд приносит большую пользу. Проект «Юные театралы» раскрыл творческие способности детей. Проект «Зима» доставил детям много радости и удовольствия. Проект «Покормите птиц зимой!» способствовал воспитанию у детей доброты и гуманного отношения к братьям нашим меньшим. Проект «Зеленый лук» приучил детей заботиться о своем здоровье. Проект «Здравствуй, Новый год!» помог детям окунуться в волшебную атмосферу самого любимого праздника.

Много нового и интересного узнали дети, работая над проектами «Люди и дельфины», «Перелетные птицы», «Русские народные сказки», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Наши четвероногие друзья», «Зеленый мир детского сада», «Любим мы играть в игрушки», «Быть здоровыми хотим!» «Умелые ручки», «Волшебная бумага», и др.

Полученные результаты: Таким образом, проектная деятельность прочно закрепилась в нашей образовательной работе. В период реализации проектов происходила интеграция между общими способами решения воспитательных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами детской деятельности. Через объединение усилий всех участников образовательного процесса, посредством проектной деятельности, формировались основы полноценной, гармонично развитой личности. Повысился познавательный интерес, коммуникативные навыки и творческие способности детей. Дети научились устанавливать простейшие причинно – следственные связи и объяснять происходящие события. Дети стали более самостоятельными, ответственными, трудолюбивыми, научились уважать чужой труд. Повысилась активность участия родителей в делах группы. Пополнилась предметно – развивающая среда в группе.

Видео: https://www.youtube.com/embed/VT__uyrjjY0
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Название проекта

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей дошкольников
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 22:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лиана Гордиенко (УИ 400469) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД