МААМ-картинки

Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников

Татьяна Горбунова
Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Исходным при работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем малом пространстве.

Ориентировка правых и левых частей тела

Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий.

• Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку.

• Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш левой, правой рукой; взять книгу левой, правой рукой.

Публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников» размещена в разделах

• Закрепить различение и называние рук с помощью схемы. Подойти, приложить кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха. В заключение детям предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу и т. д. ; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.

Игра «Робот»

Логопед дает команды, дети выполняют. Подними правую руку, поверни голову вправо, подними левую ногу и т. д.

Ориентировка в окружающем пространстве

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности.

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.

Вначале логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка: «Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д. Далее он предлагает выполнить определенные действия, например такие, как перечисленные ниже.

• Положить игрушку справа, слева от себя.

• Вытянуть в сторону правую руку; перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т. е. справа,

• Вытянуть в сторону левую руку; перечислить предметы, находящиеся слева.

• Повернуть голову влево, вправо.

• Наклонить голову к правому плечу, к левому плечу, т. е. вправо, влево.

2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, карандаш и положить его около левой руки. Логопед задает вопрос : «Где находится карандаш, справа или слева от тетради?»

Аналогичная работа проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Здесь логопед предлагает детям выполнить следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от нее — карандаш, справа — ручку» и т. п.

3. Определение объектов и предметов в пространстве.

• Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

• На демонстрационном полотне расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

• Сидя за столом, определить его правый и левый края.

Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.

4. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

• Вызванный ребенок, стоя спиной к группе, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ребенок правильно выполняет инструкцию.

• Не опуская поднятой руки, ребенок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.

5. Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.

• Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем роли меняются.

Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей: а) спинкой вверх; б) спинкой вниз.

Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

Для того чтобы успешно освоить многие школьные навыки, ребенок очень хорошо должен представлять себе, что такое верх, низ, вверху, внизу, над, под, сбоку, справа, слева, т. е. правильно ориентироваться в пространстве. Важна также и правильная ориентировка на плоскости листа.

Игра «Волшебные квадраты»

Дети ставят пальчик в середину квадрата и выполняют команды логопеда: одна клеточка вверх, две клеточки влево и т. д.

• Дайте ребенку чистый лист бумаги, фломастер, толстый карандаш или мелок и предложите ему такую игру. Представьте, что вы едете на автомобиле, и он чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и.». Получится схема движения. Ребенок освоит правила движения руки с карандашом или фломастером по плоскости листа.

• Если выполнение предыдущего задания вызывает затруднение, можно сначала поиграть в другую игру: попросите ребенка нарисовать на чистом листе нелинованной бумаги в середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии — круги одинаковой величины. Все остальное зависит от вашей фантазии и от того, что наиболее сложно для ребенка (для левшей это, как правило, дифференцировка право-лево). Итак, справа от квадрата нарисуем треугольник, слева от каждого круга тоже по треугольнику. Получается? Хорошо.

Можно, если ребенок не устал, поиграть дальше: в середине квадрата нарисуем маленький кружок, а в середине каждого круга — по квадратику и т. д. Играя так, можно проверить способность ребенка соотносить фигуры, понимать значение понятий: над, под, слева, справа, вверху, внизу и т. д.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Презентация «Развитие мышления и речи в игровой форме «Быть такими не хотим!» — для старших дошкольников и младших школьников Предлагаю следующую презентацию – разгадывание несложных кроссвордов (слова из текста, заключенного в рамочку, найти в кроссворде по первой.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломкамиРазвитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломками Как эффективно и без стресса обучать детей любого возраста? Конечно, с помощью игр! Всё, что проходит весело и увлекательно, даётся намного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 15 марта 2023 в 07:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие пространственных представлений у дошкольников и младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Горбунова (УИ 171559) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД