МААМ-картинки

Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности

Татьяна Тукиш
Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое дыханиеэто вдох и более продолжительный выдох: чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Последовательность фаз речевого дыхания выглядит примерно так: вдох – остановка – выдох. Вдыхаемый воздух задерживается в груди, чтобы выйти во время постепенного контролируемого выдоха, который должен быть не только длительным, но и плавным и легким. За плавность выдоха, да и любого движения, отвечают мышцы – агонисты и антагонисты. Дыхательные мышцы можно тренировать со звуком и без него.

Публикация «Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах

Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие физиологического дыхания.

Формируя и развивая речевое дыхание следует помнить о том, что необходимо организовать работу дыхательных мышц весьма разнообразно:

- длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи;

- длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи;

- выдох, прерываемый длительными и короткими паузами;

- выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках : то много слов на одном выдохе, то одно-два слова;

- выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и среднего звуков.

Соответственно у детей целесообразно развивать разнообразные комбинации вдохов и выдохов.

В положении лежа и сидя, начинаем выполнять с детьми упражнения (по четырехфазной схеме) :

- Вдох и выдох через нос.

- Вдох и выдох через рот.

- Вдох через рот — выдох через нос.

- Вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно.

- Вдох через одну половину носа, выдох через другую.

- Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце.

- Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

- Вдох через нос, выдох через рот толчками равны ми порциями.

- Вдох через нос, выдох через рот толчками двумя неравными порциями.

Доступно объясняю детям, что дыхание через нос – это дыхание наиболее полезное для здоро-вья, т. к. оно ограждает голосовые органы от заболеваний. Когда мы дышим через нос, у нас становятся крепкими мышцы носоглотки, а значит, не будет насморка. Насморк плохо действует на голос, при сильном насморке голос изменяется, становится более глухим, низким и хриплым.

Перед тем, как начать тренировать речевое дыхание обязательно проверяю у детей работу дыхательных мышц :

- диафрагмы,

- межреберных мышц,

- мышц живота.

Итак, для тренировки речевого дыхания более целесообразно проводить упражнения со звуком.

Данные упражнения вырабатывают правильное фонационное дыхание, продолжительный, постепенный, сильный выдох. Упражнения выполняются в положении сидя и стоя.

В начале выполняем с детьми упражнение, которое предшествует речевым упражнениям, так как способствует разогреву голосовых связок.

Львенок греется.

Вдох.

Выдох (долгий, беззвучно произносим слог «ха» и греем ладони.

Для последующих упражнений использую картинки, которые несложно нарисовать или приготовить как аппликацию. Общее описание упражнений следующее: предлагаю найти детям на рисунке объект или фигуру в соответствии с текстом, мысленно поставить около нее указательный палец и произнесите заданный звук на одном дыхании, двигаясь в воздухе указательным пальцем в сторону второго объекта на картинке по звуковой дорожке. Затем упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от фигуры до фигуры или объекта.

Рассмотрим на примере серии упражнений, которую я назвала «Про мальчика Петю».

«Больной мальчик». На картинке вверху доктор, внизу – мальчик, их соединяет звуковая до-рожка.

Рассказываю детям: У мальчика Пети заболело горло. Мама привела Петю к врачу. Врач попросил Петю открыть рот и сказать: а-а-а-а.

Инструкция: Найдите на картинке фигуру доктора, мысленно поставьте около нее указательный палец и произнесите а-а-а-а на одном дыхании, двигаясь в воздухе указательным пальцем в сторону мальчика по звуковой дорожке.

Затем упражнение повторяется с движением указательного пальца другой руки от фигуры мальчика до фигуры доктора.

«Встречаем бабашку». На картинке здание вокзала и поезд соединены звуковой дорожкой.

Текст следующий: У мальчика Пети была бабушка, но она жила в деревне. Однажды бабушка поехала к Пете в гости. Петя с мамой пошел встречать бабушку на вокзал. Вскоре все услышали как гудит поезд: у-у-у-у. Как и в предыдущем упражнении указательным пальцем ведем от вокзала до поезда и произносим на одном дыхании : у-у-у-у.

«На горке». В данном упражнении двигаемся от начала горки до конца.

Текст следующий: Наступила зима. Петя на санках катался с горки. Горка была очень высокая и крутая, что иногда Пете было страшно и он тихонько говорил:о-о-о-о.

Выполняется аналогично предыдущим упражнениям.

«Прогулка на теплоходе».

Рассказываю: Однажды Петя с мамой отправились на прогулку на большом пароходе по реке. Навстречу им плыл маленький кораблик. Большой пароход низким голосом гудел маленькому кораблику: ы-ы-ы-ы.

«В гости к бабушке».

Текст: Петя собрался в гости к бабушке. Бабушка, ожидая Петю, поставила на плиту кастрюлю с супом и чайник. Чайник закипел. Крышка у чайника начала подпрыгивать: п-п-п-п. А там и суп закипел:п-п-п-п.

«Подарок»

Подарили Пете барабан. Красивый, новый, блестящий. Взял Петя в руки барабанные палочки и стал барабанить_ б-б-б-б то громко, то тихо: б-б-б-б.

Дети находят на рисунке барабанные палочки, мысленно ставят указательный палец на них и на одном дыхании произносят звук «б», сопровождая это движением указательных пальцев по звуковой дорожке до рисунка барабана.

Следующая серия упражнений называется «В лесу».

«Медведь и мед»

Текст следующий: Нашел медведь на поляне колоду с медом. Понес ее детям в лес. Идет и поет громко: э-э-э-э-э, а эхо из леса ему тихо отвечает: э-э-э-э-э.

Нижняя точка – медведь, верхняя - лес. Их соединяет звуковая дорожка.

«Дятел деревья лечит»

Пошли дети в лес гулять. Слышат, кто-то по дереву стучит: д-д-д-д. Подняли глаза и увидели: высоко сидит птичка и клювом дерево долбит: д-д-д-д-. Посмотрели дети внимательно и увидели ниже на дереве точно такая же птичка сидит и клювом по дереву стучит: д-д-д-д-д.

Верхняя точка – это дятел и нижняя точка, дятел, который сидит ниже.

«Березка»

Росла в лесу березка. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели, а затем подул холодный ветер:в-в-в-в-в-в и все листья опали. Только один листочек остался на дереве, он неи хотел падать на землю. Еще сильней подул ветер: в-в-в-в-в, сорвал последний листочек и закружил в воздухе.

Верхняя точка – это листочек на дереве, нижняя точка – трава.

«Два ежа»

Жили в лесу два ежа. Жили дружно, гуляли и не расставались. Но вот однажды разбежались ежи в разные стороны и потерялись. Стали друг друга звать. Один зовет: ф-ф-ф-ф-ф. Другой ему отвечает: ф-ф-ф-ф. Так и нашли друг друга.

Есть у меня аналогичные упражнения по темам: «Времена года», «Домашние животные», «Насекомые», «Инструменты», «Транспорт» и др. Упражнения можно привязать к лексическим темам, либо использовать при изучении звуков и букв, как на индивидуальных так и на фронтальных занятиях.

При тренировке речевого дыхания хороший эффект дает выполнение отдельных упражнений по методике А. Стрельниковой, поэтому также использую их в своей работе [1,С. 136].

Например, такие как:

«Поем песенку».

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «А»(сочетание звуков «ау», «ауи» и т. д. Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино».

Логопед показывает беззвучно артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор».

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук замком и опустить вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк».

Ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсии по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона».

Ребенку предлагается поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га- га- га» и т. д.

«В лесу».

Логопед ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенок отвечает «ауф».Затем речевой материал усложняется, для произнесения предлагаются фразы» «Катя, ау», «Коля, ау, где ты?», «Я здесь!» и т. д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

Закрепляя правильное речевое дыхание, провожу с детьми различные игры.

Игра «Собираем грибы».

Спрашиваю детей о том, собирали ли они грибы. Предлагаю вспомнить, как это делается. Каждому грибочку, нужно поклониться, чтобы его найти. Аккуратно срезать ножом и положить в корзинку. А чтобы нам не устать, мы будем правильно дышать. Наклон – вдох носом, ищем гриб, подъем – выдох ртом (показ взрослого, нашли грибок, положили его в корзинку.

Спрашиваю детей :«Что нужно сделать, чтобы не потеряться в лесу?» (Кричать «Ау»).

- Как кричать? Громко на весь лес, или тихо, шепотом. Давайте попробуем.

Вдыхаю носом, не очень громко: «А- у-у!». Объясняю детям: «Я вдохнула носом воздух, наполнила свои легкие, а теперь выдыхаю и кричу : «А-у-у-у-!» долго и продолжительно. Но одна девочка ушла очень далеко. Каким голосом будем звать? Давайте позовем: вдох носом, долгий выдох: «А-у-у-у-у!»

Игра «Паровозик».

Дети изображают вагончики паровоза (встают друг за другом, руки согнуты в локтях. Показываю детям светофор, объясняю, что на железной дороге светофор называют семафором. Все вместе повторяем стихотворение:

Красный свет – проезда нет!

Желтый, то же, что и красный!

А зеленый впереди, значит,

Смело проходи!.

- Будьте внимательны! Паровозик отправляется!

Во время движения дети выполняют вдох носом, короткий выдох ртом на звук «пых – пых- пых!» Можно проверить исправность всех колесиков (вдох – выдох, дуя на ладошку; пых- пых- пых!» (воздух бьет в ладошку). Во время движения даю детям команды: «Паровоз дает сигнал!» («ту-ту-ту-ту» - долгий сигнал, предупредительный).

Закрепляю правильное дыхание у детей не только с помощью игр и упражнений, но и выполняя дыхательно – пластические этюды, например такие :

Дыхательно- пластический этюд «Надуваем мячи разного размера».

Дети стоят свободно. Вместе с педагогом договариваются. Какой мяч будут надувать (с начала маленький).

Вдох

Выдох - показываем размер мяча руками.

Затем начинаем надувать воображаемый мяч. Руки ставят у рта, сомкнутыми ладошками и пальцами, образуя отверстия, куда будут дуть. Затем делают вдох и несколько прерывистых выдохов. На каждый выдох руки, расходятся – мяч надувается. «Надутый» мяч кладут на пол. Надувают следующий.

Дыхательно- пластический этюд «Снежки».

Сгребаем снег в кучку двумя руками. Лепим снежок.

Вдох носом – бросок.

Выдох – «ух!».

Дыхательно- пластический этюд «Дровосек».

Встаем свободно. Ноги на ширине плеч.

Медленный долгий вдох – руки подняли над головой и быстрый резкий выдох на наклон туловища вниз: «Ух!».

Дыхательно- пластический этюд «Сильные гребцы».

Отправляемся в поход по реке на лодках. Сели все удобно, вдохнули медленно носом, наклонились вперед, руки впереди.

Резко выдохнули, туловище распрямили, руки прижали к животу – «Ух!».

Интересны и полезны также этюды «Солнышко», «Большое солнце и маленькое солнышко», «Ветерок» и т. д.

Развивая у детей правильное дыхание, необходимо учитывать то, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, поэтому параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики провожу работу по формированию направленной воздушной струи.

Выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции. Каждому упражнению подбирается соответствующая картинка – образ.

Упражнение «Толстяк». Картинка- образ – мальчик с надутыми щеками.

Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

Упражнение «Худенький». Картинка- образ – худенький мальчик.

Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

Упражнение «Снежок». Картинка- образ- падающие снежинки.

Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

Упражнение «Дудочка». Картинка дудочка.

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Упражнение «Пропеллер». Картинка самолет с пропеллером.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

Описанная система работы позволяет последовательно и целенаправленно развить правильное речевое дыхание у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Библиографический список

1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой/Авт. -сост. Л. Орлова. –М. : АСТ. 2007.

2. Дыхательная гимнастика. Энциклопедия; АСТ - Москва, 2009.

Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Картотека театрализованных игр «Задоринки» в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи Сентябрь 1. Путешествие в зоопарк на автобусе, который вы сейчас сами построите (используются стульчики, крупный конструктор). Задачи: Развивать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Цель: закрепление лексико-грамматических умений и математических представлений на материале русских народных сказок. Интеграция образовательных.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Родной край» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 станицы Анастасиевской муниципального образования Славянский.

Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической,.

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Кравченко Ольга Валентиновна.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Развитие речевого дыханияРазвитие речевого дыхания Выполнила учитель-логопед Панина Ольга Владимировна Развитие речевого дыхания.  Правильное речевое дыхание является основой звучащей.

Рекомендации по организации речевого уголка в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Рекомендации по организации речевого уголка в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи Речевой уголок.

Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи.Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи. В группу компенсирующей направленности поступают дети с речевой недостаточностью. Кроме этого, большинству из них присущи такие черты характера,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности
Опубликовано: 21 мая 2017 в 18:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш (УИ 157466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД