Получи документы

Развитие речевого дыхания у дошкольников

Ирина Емелина
Развитие речевого дыхания у дошкольников

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию у детей умения регулировать и правильно пользоваться дыханием начинается с первой младшей группы и осуществляется в определенной последовательности:

Публикация «Развитие речевого дыхания у дошкольников» размещена в разделах

1) обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлинённому, с достаточной силой выдоху (проводится на неречевом материале).

2) обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится при уточнении артикуляции звуков).

3) формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе фраз разной протяженности, содержащих от двух до пяти слов).

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Упражнения, дидактические игры проводятся частично на речевой гимнастике, но в основном на занятиях по развитию речи.

Детям младших групп предлагают в игровой форме такие упражнения:

«Сдуй снежинку», «Подуй на султанчик», «Подуй на бабочку».

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также выполняют задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой форм6е они задувают в ворота легкие предметы, например, «Загони в вороту «шайбу»», «У кого дальше улетит снежинка», «Кто дольше подует на одуванчик». Можно предложить передвигать по столу при помощи воздушной струи легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри.

Проводить дыхательные упражнения и игры надо в хорошо проветриваемом помещении, не ранее чем за 1,5 – 2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребёнка. Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2 – 3 минут для детей младшего возраста и 3 – 5 мин для среднего и старшего возраста.

В процессе проведения дыхательных упражнений не следует добиваться полного выдоха.

Затем детей учат рационально расходовать воздух при фонации звуков. Для выработки ровного, удлинё нного выдоха через рот детям предлагают в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью:

«Комары и комарики, «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?», «Чья песенка длиннее?». Дети произносят протяжно звуки А, У, О, И, З, Ж, С, Ш. игры проводятся в процессе уточнения и закрепления произнесения звуков. Особое внимание обращается на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выдохе. Следует добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними: А-У, У-И, З-Ж. Далее можно предлагать задания на протяжное произнесение звукоподражания: мяяу, гааа и др.

При проведении игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

Далее детей учат правильно пользоваться голосом в процессе высказывания. Во время работы над дыханием воспитателю необходимо добиваться, чтобы дети младших групп при выдохе могли произнести фразу, состоящую минимум из 2 – 3 слов, а дети средней и старших групп – из 3 – 5 слов.

Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном выдохе небольшие шутки – чистоговорки, отвечать на вопросы по содержанию картины:

«Что делает Таня? – Таня поет»; «Где сидит сова? – Сова сидит на суку».

При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6 – 7 и более слов, правильно распределять паузы с учетом текста. Хорошим материалом для упражнений могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, короткие стихотворения, небольшие считалки.

Таким образом, задача педагога в воспитании у детей силы голоса заключается не только в том, чтобы научить их отвечать на занятиях достаточно громко, но и в том, чтобы научить правильно пользоваться одним из элементов интонации: повышать и понижать громкость голоса в зависимости от содержания текста, уметь контролировать собственную речь.

Значительную помощь в этом оказывают игры - исценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки –диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым расширяя возможности своего голоса.

Публикации по теме:

Игровые упражнения на развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ Упражнение № 4.1 «Подуй на вертушку». Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на вертушку, произнося звук (Ф, вырабатывая.

Игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание помогает детям не только четко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного.

Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Консультация для родителей «Лёгкое дыхание. Развитие речевого дыхания» Учитель-логопед Солдатова Т. Н. Что может затормозить речевое.

Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания» Консультация для родителей Развитие речевого дыхания. МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино» учитель-логопед Абрамова.

Развитие физиологического, речевого дыхания, развитие голоса Дыхательный аппарат Дыхание ребенка в своем развитии сильно изменяется. У новорожденного из-за почти перпендикулярного положения ребер.

Конспект занятия «Развитие речевого дыхания» в ясельной группе Цель:Формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений. Задачи: Способствовать увеличению объема дыхания. -Развивать.

Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста Развитие речевого дыхания и голоса у детей младшего дошкольного возраста. Никулина Виолетта Многим из нас приходилось слышать, как малыш.

Развитие речевого дыхания в комплексном подходе к преодолению заикания у дошкольников В этой статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также представлен опыт использования инновационных.

Развитие слухового восприятия. Развитие речевого дыхания. Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать.

Упражнения на развитие речевого дыханияУпражнения на развитие речевого дыхания Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у дошкольников
Опубликовано: 12 января 2019 в 13:04
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД