Мария Кошелева
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания у ребенка с нарушениями речи
Актуальность
Дыхание выполняет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: не проговаривание окончаний слов, «смазанность».
Публикация «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
За очень непродолжительное время работы с детьми с нарушениями речи, я уже столкнулась с данной проблемой. Детям очень сложно выработать сильную, длительную воздушную струю воздуха. Отсюда уже вытекает проблема звукопостановки.
В связи с этим, я решила разработать рекомендации для воспитателей группы и родителей воспитанников по формированию речевого дыхания у детей. Запланированы индивидуальные консультации с детьми и их родителями. Подготовлены пособия и картотеки для развития правильного речевого дыхания.
Правила
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.
1. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение.
2. Темп движений должен соответствовать темпу детского дыхания, выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
3. Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении.
4. Не заниматься после еды.
5. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
6. Не заниматься если есть заболевания органов дыхания в острой стадии.
7. Выполнять упражнения по подражанию.
8. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить сидя или стоя.
9. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук груди: чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.
10. Воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
11. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.
12. Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.
13. Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы.
Этапы постановки речевого дыхания.
Цель первого этапа - улучшение функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот.
Цель второго этапа - выработка более глубокого вдоха и длительного выдоха. Ниже представлены примеры упражнений.
1. Игра «Ветерок»: учить продолжительному ротовому выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку, на листочки, на салфетку, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь - подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь - подунь, наш ветерок.
2. Игра «Птичка лети»: учить продолжительному и целенаправленному ротовому выдоху (не надувая при этом щеки). Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Птичка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Птичка садится.
Взрослый «сажает» птичку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
3. Игра «Покачай игрушку»: формировать диафрагмальное дыхание.
Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.
4. Игра «Ароматные коробочки»: формировать носовой вдох.
Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки). Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.
5. Игра «Зайка»: различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха.
Цель третьего этапа - развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе сначала гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И, затем согласные (М, Н, Л, Р, Ш, Ж), максимально долго.
Цель второго этапа - развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из двух - четырех слов, поговорки и скороговорки.
Цель пятого этапа - формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Если родители будут следовать данным рекомендациям, формируя у ребенка правильное речевое дыхание, процесс звукопостановки пойдет гораздо быстрее. А, соответственно и речь ребенка станет понятнее и чище.