Папки-передвижки

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Мария Кошелева
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевого дыхания у ребенка с нарушениями речи

Актуальность

Дыхание выполняет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Воздушная струя является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: не проговаривание окончаний слов, «смазанность».

Публикация «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

За очень непродолжительное время работы с детьми с нарушениями речи, я уже столкнулась с данной проблемой. Детям очень сложно выработать сильную, длительную воздушную струю воздуха. Отсюда уже вытекает проблема звукопостановки.

В связи с этим, я решила разработать рекомендации для воспитателей группы и родителей воспитанников по формированию речевого дыхания у детей. Запланированы индивидуальные консультации с детьми и их родителями. Подготовлены пособия и картотеки для развития правильного речевого дыхания.

Правила

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его еще называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

1. Нельзя много раз подряд повторять упражнения, это может вызвать головокружение.

2. Темп движений должен соответствовать темпу детского дыхания, выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

3. Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении.

4. Не заниматься после еды.

5. Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

6. Не заниматься если есть заболевания органов дыхания в острой стадии.

7. Выполнять упражнения по подражанию.

8. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После нескольких дней продолжить сидя или стоя.

9. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук груди: чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

10. Воздух вбирать через нос, что возбуждает дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.

11. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

12. Совершать выдох длительно и плавно, не толчками.

13. Во время выдоха не надувать щеки, не сжимать губы.

Этапы постановки речевого дыхания.

Цель первого этапа - улучшение функции внешнего дыхания. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. В процессе дыхательной гимнастики происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Классические упражнения: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот.

Цель второго этапа - выработка более глубокого вдоха и длительного выдоха. Ниже представлены примеры упражнений.

1. Игра «Ветерок»: учить продолжительному ротовому выдоху.

Взрослый предлагает ребенку подуть на снежинку, на листочки, на салфетку, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь - подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок.

2. Игра «Птичка лети»: учить продолжительному и целенаправленному ротовому выдоху (не надувая при этом щеки). Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Птичка летала,

Над (Вовочкой) порхала.

(Вова) не боится –

Птичка садится.

Взрослый «сажает» птичку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

3. Игра «Покачай игрушку»: формировать диафрагмальное дыхание.

Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

4. Игра «Ароматные коробочки»: формировать носовой вдох.

Для проведения игры необходимо подготовить два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки). Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку из первого набора и рассмотреть её содержимое, затем закрывает коробочки легкой тканью или марлей.

5. Игра «Зайка»: различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха.

Цель третьего этапа - развитие фонационного (озвученного) выдоха. Ребенок тянет на выдохе сначала гласные звуки (А, О, У, Ы, Э, И, затем согласные (М, Н, Л, Р, Ш, Ж), максимально долго.

Цель второго этапа - развитие речевого дыхания. Сначала дети обучаются на выдохе говорить слоги, отдельные слова, затем фразы из двух - четырех слов, поговорки и скороговорки.

Цель пятого этапа - формирование правильного речевого дыхания в процессе произнесения текста.

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Если родители будут следовать данным рекомендациям, формируя у ребенка правильное речевое дыхание, процесс звукопостановки пойдет гораздо быстрее. А, соответственно и речь ребенка станет понятнее и чище.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками»Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками» Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей педагогической находкой. Предлагаю вашему вниманию тренажер на развитие речевого дыхания, сделанную.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы» Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 14 марта 2023 в 22:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кошелева (УИ 2784339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД