Бакаева Елена
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Дошкольный возраст – это период активного становления и развития всех сторон речи. В этом возрасте ребенок активно присваивает речь как часть человеческого опыта. Поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей младшего дошкольного возраста, четко определенной, последовательной системы педагогических условий, позволяющей решать задачи развития речи детей младшего школьного возраста и обусловило актуальность данной работы.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
2 слайд Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Объект – развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет - педагогические условия, способствующие развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
3 слайд Мы предполагаем, что развитие речи детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий: создание развивающей предметно-игровой среды; построение грамотной, целенаправленной и систематической игровой деятельности; использование современных методов и приемов в игровой деятельности;.
4 слайд Задачи представлены на слайде.
5 слайд Анализ литературы показал, что возраст 3-4 лет является важным периодом в развитии ребенка. В этот период происходит интенсивное психическое, физическое и речевое развитие ребенка. Основными новообразованиями являются: становление новой внутренней позиции, появление нового уровня осознания своего места в системе общественных отношений; освоение широкого круга деятельностей - игровой, трудовой, общения и др.
Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
6 слайд Речевое развитие является важнейшим направлением в соответствии с ФГОС дошкольного образования и включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря; развитие связной, грамматически правильной речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
7 слайд В связи с тем, что ведущим видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является игра, для развития речи детей необходима грамотная её организация.
Для того чтобы игра увлекла детей, воспитателю необходимо стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, взрослый вовлекает малышей в совместную деятельность, делая её важной и значимой для них.
Воспитатель, проявляя интерес к самому процессу игры, давая детям новые слова и выражения; разговаривая с ними по существу игр, влияет на обогащение их языка
8 слайд Для эффективного речевого развития детей необходимо создание оптимальных психолого-педагогических условий, представленных на слайде
9 слайд Нами проведено экспериментальное исследование развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Экспериментальной базой послужило дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №130 с. Бабстово». В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 3-4 лет (20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы).
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Цель констатирующего этапа: выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста.
10 слайд Были использованы следующие диагностические методики – методика исследования словаря (автор А. М. Бородич, методика исследования грамматической стороны речи (авторы Л. В. Градусова, Н. И. Левшина) и методика изучения связной речи (автор О. С. Ушакова).
11 слайд В результате проведения первой методики, мы выявили, что в экспериментальной группе 10% детей с высоким уровнем развития словаря. Они быстро устанавливали контакт с педагогом. Интерес к результату деятельности сохранялся на протяжении всего обследования, они действовали целеустремленно и точно. 40% детей со средним уровнем развития словаря.
50% детей имеют низкий уровень развития словаря.
В контрольной группе 15% с высоким уровнем развития словаря, 45% со средним и 40% с низким уровнем.
12 слайд Результаты второй методики показали, что в экспериментальной группе 10% детей с высоким уровнем развития грамматической стороны речи. Речь этих детей четкая. Они используют правильно все части речи. Безошибочно, самостоятельно употребляют имена существительные.
Средний и низкий уровень развития грамматической стороны речи выявлен у 45%. детей.
В контрольной группе 15% с высоким уровнем развития грамматической стороны речи, 50% со средним и 35% с низким уровнем.
13 слайд В результате проведения третьей методики мы выявили в экспериментальной группе 5% детей с высоким уровнем развития связной речи. Дети самостоятельно пересказывали основные части текста, не переставляя их местами, соблюдали последовательность изложения. Средний уровень отмечен у 45% детей. Низкий уровень у 50%.
В контрольной группе 5% детей с высоким уровнем развития связной речи, 50% со средним и 45% с низким уровнем.
14 слайд Так, в обеих группах большая часть детей показали средний и низкий уровень развития речи.
15 слайд Нами был разработан проект, цель которого: повысить уровень развития речи детей 3-4 лет посредством игровой деятельности. Проект был реализован с октября 2018 года по апрель 2019 года.
В ходе реализации проекта были использованы подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры и др. Мероприятия и основные виды деятельности участников проекта представлены в работе.
16 слайд На контрольном этапе мы провели повторную диагностику уровня развития речи в обеих группах.
Сравнение результатов первичной и повторной диагностики показало повышение уровня развития речи детей в экспериментальной группе. Вдвое увеличилось число детей с высоким уровнем развития речи. У детей контрольной группы существенных изменений не выявлено.
17 слайд Таким образом, полученные результаты подтверждают верность выдвинутой гипотезы: Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.