МААМ-картинки

Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии

Елена Плеханова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии»

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – это длительный и сложный процесс. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии» размещена в разделах

Существует большое разнообразие приемов и методов по развитию речи. Рассмотрим более подробно один их наиболее современных – сказкотерапия.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:

-К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.

-В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.

Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:

1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.

4. Развитие коммуникативных способностей.

5. Обучение преодолению страхов и трудностей.

6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.

Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность. Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория.

3-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных. Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.

5-6 лет

После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок : принцами, солдатами, царевнами и т. д. В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.

Основные методы сказкотерапии :

1. Рассказывание и сочинение сказки : Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Педагог, родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить проблемы его речевого развития и совместно их преодолеть.

2. Рисование сказки : Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок развивает мелкую моторику, что также благоприятно сказывается на речевом развитии. Качество изображения не имеет значения.

3. Сказкотерапевтическая диагностика : Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них.

4. Изготовление кукол: В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.

Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол

Проведение психодиагностики.

Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие самосознания.

Развитие грубой и мелкой моторики.

Разрешение внутренних конфликтов.

Профилактика и коррекция страхов.

Развитие речи.

Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Коррекция отношений в семье.

Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

5. Постановка сказки : Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Педагог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.

Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.

Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.

6. Песочная терапия.

Сказка – это своеобразный посредник между педагогом и ребенком. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение и решает одну из самых серьезных проблем в дошкольном возрасте – развитие речи детей!

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии
Опубликовано: 11 мая 2024 в 12:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Елена Плеханова (УИ 2336014) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД