Елена Плеханова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии»
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – это длительный и сложный процесс. С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Существует большое разнообразие приемов и методов по развитию речи. Рассмотрим более подробно один их наиболее современных – сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях:
-К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными.
-В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту.
Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач:
1. Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
2. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
3. Снижение уровня агрессивности и тревожности.
4. Развитие коммуникативных способностей.
5. Обучение преодолению страхов и трудностей.
6. Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
7. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом.
Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность. Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Важно понимать, что у каждого типа сказки есть своя возрастная аудитория.
3-5 лет
В этом возрасте большинство детей испытывают сильную привязанность к родителям. Многие дети испытывают стресс, посещая детский сад. Важно избавить детей от этого эмоционального напряжения, используя соответствующие возрасту ребенка сказки. Как правило, в 3-5 лет детям более понятны сказки про животных, а также про взаимодействие людей и животных. Хорошо помогает в этот период сказка «Зайчик в детском саду», которая предназначена для детей дошкольного возраста. Основной эффект – это формирование позитивного настроя на посещение детского сада.
5-6 лет
После 5 лет дети ассоциируют себя преимущественно с человеческими персонажами из сказок : принцами, солдатами, царевнами и т. д. В этот возрастной период у детей встречаются самые различные страхи. В частности, многие дети боятся темноты. Помочь избавиться от этой фобии помогут различные сказки, вроде «В темной норе» и «Почему Сережа не боится засыпать сам?». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок.
Основные методы сказкотерапии :
1. Рассказывание и сочинение сказки : Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Педагог, родитель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить проблемы его речевого развития и совместно их преодолеть.
2. Рисование сказки : Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок развивает мелкую моторику, что также благоприятно сказывается на речевом развитии. Качество изображения не имеет значения.
3. Сказкотерапевтическая диагностика : Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них.
4. Изготовление кукол: В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы. По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т. к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. Как считают ряд психологов, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее: звуки речи следует направлять непосредственно ребенку; дикция должна быть четкой с достаточной силой голоса; необходимо адаптировать голос и речь к внутренней характеристике персонажа; все движения психолога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, их интонации.
Проблемы, которые можно решить с помощью использования кукол
Проведение психодиагностики.
Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
Развитие коммуникативных навыков.
Развитие самосознания.
Развитие грубой и мелкой моторики.
Разрешение внутренних конфликтов.
Профилактика и коррекция страхов.
Развитие речи.
Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
Коррекция отношений в семье.
Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.
5. Постановка сказки : Фаза предварительной беседы (15-20 минут). На этом этапе ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Педагог расспрашивает ребенка, когда он эту сказку впервые услышал. От кого он ее услышал, как и где это происходило. Какие моменты сказки особенно волновали. Как ребенок относился к персонажам сказки.
Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться. Для чего проводится упражнение на релаксацию.
Фаза представления образа (в среднем около 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы.
Фаза обсуждения (5-10 минут). Проводится обсуждение сказки и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается на следующей сессии.
6. Песочная терапия.
Сказка – это своеобразный посредник между педагогом и ребенком. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение и решает одну из самых серьезных проблем в дошкольном возрасте – развитие речи детей!