Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии»

Наталья Хряпина
Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии»

Форма проведения: мастер - класс

Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Задачи мастер-класса :

- познакомить педагогов с эффективными методами использования сказкотерапии для развития речи детей дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии“» размещена в разделах

- активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для самообразования;

- познакомить педагогов с рекомендациями по использованию сказкотерапии для развития речи детей дошкольного возраста.

1. Подготовительный этап:

-изготовление пособий и дидактических игр;

-подбор и оформление рекомендаций по развитию речи детей детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапии;

- проведение консультаций для родителей («Как ускорить процесс понимания сказки», «Воспитание сказкой»)

- оформление наглядной информации (изготовление атрибутов и масок по сказкам)

- музыкальное сопровождение.

2. Основной этап:

-оформление книжной выставки по сказкам;

-подготовка места проведения мастер-класса

Участники: воспитатели

Время проведения: ноябрь

Место проведения: музыкальный зал

План проведения мастер класса

1часть. Информационная

«У кого в детстве не бывает сказки,

тот вырастает сухим, колючим человеком,

и люди об него ушибаются,

как о лежащий на дороге камень,

и укалываются как о лист осота»

И. Токмакова

Актуальность темы. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Сказкотерапия дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно, интересно и является эффективным средством развития речи у детей дошкольного возраста, поэтому активно использую их в своей работе.

Цель использования сказкотерапии как средства развития речи детей дошкольного возраста - содействие развитию речи детей, обогащение словаря, развитие образного строя и навыков связной речи через сказку, а также предупреждение и коррекция познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста с использованием метода сказкотерапии.

Образовательная деятельность по развитию речи с использованием сказок включает в себя рассказывание русских народных сказок, таких как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Волк и козлята», «Заюшкина избушк», «Три медведя» и др., а также рассказывание детьми сказок с помощью мнемотаблицы, чтение потешек «Репка», «Колобок» и др. На формирование выразительности речи детей младшего дошкольного возраста оказывает влияние проведение беседы по сказам.

Активизации и обогащению словаря детей младшего дошкольного возраста способствуют дидактические, сюжетно–ролевые и подвижные игры с использованием сказок. Дидактические игры «Выложи сказку «Репка»», «Выложи сказку «Курочка Ряба», «Узнай сказку» и др. Сюжетно– ролевые игры: «В гости к сказкам», «Поможем сказке» и т. д. Среди подвижных игр можно отметить такие как, «Колобок», «Теремок», «Как мы поили козлят», «Мишка вылез из берлоги» и др.

Содействие развитию речи детей, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку оказывает проведение с детьми пальчиковой гимнастики: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Про курочку Рябу», Машина каша», «Козочка», «Новый дом» и др.

Учить видеть взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунки к нему способствует рассматривание иллюстраций по сказкам для правильного восприятия текста сказок (выделить героев, определить их характер) : «Курочка ряба», «Заюшкина избушка» «Колобок», Маша и медведь» «Волк и козлята» и др.

Работа по составлению (придумывание) загадок по сказкам учит детей отгадывать загадки по схемам, развивает монологическую речь детей, воображение.

Формированию эмоционально-насыщенной связной речи, побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности способствует изготовление масок и атрибутов для театрализованной деятельности для сказки («Репка», «Три поросенка» и др. ; показ настольного театра («Теремок», «Маша и медведь» и др.); конструирование из строительного материала («Дом для медведя» и др.); изготовление трафаретов сказочных героев для рисования; подготовка бумажных шаблонов и ксерокопий для раскрашивания на занятиях и в свободной деятельности по теме «Сказка».

Развитию умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку оказывает влияние такой вид деятельности, как инсценировка сказок, например, «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя» и др.

Воспитанию морально-этических правил и норм, доброго отношения к окружающим на примере положительных сказочных героев, развитие представления об окружающем мире, развитию творческих способностей детей дошкольного возраста способствует художественно-продуктивная деятельность (работа в раскрасках, аппликация, лепка, например, лепка «Репка», «Миски для медведей», «Колобок»; аппликация «Домик»; рисование «Катиться колобок по дорожке», «Цыплята на лужайке», коллективное занятие «Продолжи рисунок», на котором ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше.

Работа над развитием связной речи детей с помощью сказкотерапии включает в себя групповые арт-терапевтические занятия: «Домики», «Страшилки», «Страшная маска», «Красивый рисунок», «Цвета настроений», «Победитель злости» (песочная игротерапия, «Песочный круг» (песочная игротерапия) и др.

2 часть. Практическая

Сейчас я предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на развитие речи детей дошкольного возраста с применением метода сказкотерапии, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковая игра «Репка»

“Репку мы сажали” Понарошку роем своими руками лунку на ладони ребёнка

“Репку поливали” Его ручкой изображаем будто вода льется из лейки

“Вырастала репка” Выпрямляем его пальчики по очереди

“Хороша и крепка!” Цепляем свои пальцы за ручку малыша и тянем каждый в свою сторону

“Вытянуть не можем!

Кто же нам поможет?

Тянем - потянем, тянем - потянем. Ух!” Расцепляем руки и трясем кистями

Пальчиковая игра «Колобок»

Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен, (имитируют подметание пола)

На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки)

В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен. (рисуют руками окошко)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел. (перебирают указательным и средним пальцем

Пальчиковая игра «Теремок»

На полянке теремок (ладошки соединяем домиком)

Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

(кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (Руки развести в стороны)

Пальчиковая гимнастика «Про курочку Рябу»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила Указательным пальцем

Маша кашей всех кормила правой руки «мешают»

Положила Маша кашу в левой ладошке.

Кошке – в чашку Загибают по одному

Жучке – в плошку пальчику на обеих

А коту – в большую ложку руках на каждое

В миску курицам, цыплятам название посуды.

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают пальцы. Сдувают

Все до крошки раздала воображаемые крошки с ладони

Пальчиковая гимнастика «Козочка»

Дай молока нам, Козочка, дети показывают, как доят козу.

Хоть капельку – на донышке.

Ждут тебя козлятки из пальчиков делают рожки.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, загибают пальцы.

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье снова доят.

Молоко козье.

Чтение потешки «Репка»

Уродися репка,

Ни густа, ни редка.

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Чтение потешки «Колобок»

Я с утра взялась за дело:

Пластилин в руках согрела

И слепила колобок,

Колобок - румяный бок.

У него и нос, и рот,

Жаль, что песен не поёт!

Очень я лепить люблю!

Волка серого слеплю,

Зайца трусоватого,

Мишку косолапого,

А лисицу?

Нет пока!

Чтоб не съела колобка!

Дидактические и подвижно–речевые игры научат детей младшего дошкольного возраста слышать у себя и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки, развивать артикуляционный аппарат.

Дидактическая игра Выложи сказку «Репка»

Ход игры. Разложите карточки по порядку. Кто первым пришел тянуть репку? Кто пришел раньше — бабушка или внучка? Кто пришел потом? Кто пришел тянуть репку последним? Расскажите по картинкам, что было сначала, что потом? (Задание повторяется.)

Дидактическая игра. Выложи сказку «Курочка Ряба»

Ход игры. Педагог. На карточках какая сказка нарисована? Какую картинку мы положим первой? Кто на ней нарисован? Кто жил у бабушки и дедушки? Какую картинку надо положить теперь? Что сделала курочка? Найдите нужную картинку? Что было потом? Кто раньше пробовал разбить яичко — дедушка или бабушка? Что случилось потом? Какую картинку мы положим последней? Как курочка утешала бабушку и дедушку? (Дети выкладывают карточки, отвечая на вопросы педагога.) Снесла курочка много яичек не золотых, а простых. И из них вылупились цыплята.

Подвижная игра «Колобок»

Покатился колобок (бегут на месте) мимо зайки ( изображают зайца: показывают ушки, лапки, хвостик) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте) мимо мишки (изображают медведя) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте) мимо волка ( изображают волка: пружинистый шаг на месте, хватательные движения руками) прыг – прыг – скок. (прыгают на месте, руки на поясе)

Покатился колобок (бегут на месте) мимо лисоньки (изображают лису) хлоп – хлоп. (хлопают в ладоши).

Лиса догоняет колобков.

Подвижная игра «Теремок»

Ход игры.

«Вот стоит теремок

Он не низок, не высок.

Как войдёт в него зверёк,

Так захлопнется замок. Хлоп».

В это время дети, герои сказки, вбегают в круг и выбегают из него. На слово «Хлоп» дети опускают руки. Кто не успел выбежать из круга, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в круг - «теремок». Игра повторяется, пока не останется за кругом самый ловкий ребёнок. Затем дети, стоящие в кругу надевают маски или медальоны и игра повторяется.

Подвижная игра «Как мы поили козлят»

Координация речи с движениями, развитие подражательности, творческого воображения.

Стало жарко, будто в печке, дети идут в хороводе

Замолчали птицы.

Мы козлят погнали к речке идут по кругу друг за другом,

Надо им напиться взмахивая «хворостинкой».

Саргис, пёстрый пёс дворовый,

Как навстречу бросится! Прыжок в круг

Подвижная игра «Мишка вылез из берлоги»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна (Потягивания — руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (Вращения головой)

Наклонился взад — вперед (Наклоны взад-вперед)

Вот он по лесу идет (Идем вперевалку)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки Приседаем, повороты головой влево-вправо)

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки ( Наклоны: правой рукой коснуться левой ноги, по том наоборот)

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся (Дети садятся на пол)

Таким образом, проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрение метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей. Возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка, оказать коррекционное влияние на ребенка, в котором наиболее ярко проявится принцип обучения - учить играя. В результате активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи

Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников.

Мастер-класс по конструированию «Ягодка малинка» (пластилин и грецкий орех) для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс по конструированию «Ягодка малинка» (пластилин и грецкий орех) для детей младшего дошкольного возраста Сегодня вашему вниманию предлагаю мастер - класс по конструированию «Ягодка малинка» из грецкого ореха с применением пластилина для детей.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 11:36
+145Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД