Ирина Петренко
Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким - в семье, воспитателю - в детском саду. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения. Речевому общению ребёнка с окружающими предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи. Заставить ребенка смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому особое внимание нужно уделять организации пространства.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры» размещена в разделах
В раннем возрасте всё окружение является большой зоной по развитию речи. Поэтому первостепенная задача – развивать понимание речи и активизировать словарь, способствовать употреблению усвоенных слов в свободной речи. Следовательно, в группах раннего возраста должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки, картинки с доступным для детей сюжетом, книги для чтения и рассматривания. Сюда могут помещаться наборы игрушек и предметных картинок для уточнения произношения и звукоподражания, сюжетные картинки по изучаемым темам, игры на развитие правильного дыхания, дидактические игры типа «Парные картинки», «Разрезные картинки». Оформляется картотека чистоговорок, потешек, скороговорок и большое количество дидактических игр.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, на прогулках, в играх. Но наибольшим обучающим воздействием являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. Воспитатель, постепенно усложняя материал, развивает восприятие детей, сообщает им доступные сведения, формирует умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.
Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Дидактические игры проводятся с предметами, игрушками, картинками, а также на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанное действие, сказанные слова.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря.
Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: "Кукла Катя проснулась", "Кукла Катя обедает", "Магазин игрушек" помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра "Новая кукла" учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: "Парные картинки", "Домино", "Чьи детки?" формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы. В играх: "Больше-меньше", "Кто скорее соберет?", "Чудесный мешочек" дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
Дидактические игры дадут хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой труд взрослых и старших детей, знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях и в ирге ставится задача - научить детей слушать и понимать обращенную ним речь и самим пользоваться речью.
При проведении дидактических игр нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
Очень важно помнить, что дидактические игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызвать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.