МААМ-картинки

Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы

Наталья Николаевна Турко
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы

Представляю Вашему вниманию мой опыт работы на тему : «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики».

Выбрана мной эта тема не случайно.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики, Опыт работы» размещена в разделах

Разберемся, что же такое мелкая моторика. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, чем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой – «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией»

Все мыслительные процессы сознания, как осознаные так и неосознаные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребёнка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

.Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.

Поэтому и возникла потребность в разработке системы развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Целью моей работы стало - выявить оптимальные условия развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

• Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики.

• Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей раннего возраста.

• Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей и разработать систему их комплексного применения.

В начале работы был проведен анализ психолого-педагогических исследований на тему «Развитию речи детей раннего возраста».

Итак, определённый успех в развитии ребёнка возможен только в том случае, если заниматься с ним систематически, учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития ребёнка. Также учеными отмечается, что важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук.

Для проведения индивидуальной диагностики каждого ребёнка детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых опытов и обследований, у детей второй группы раннего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

На основе полученных данных была спроектирована система работы по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики.

Работа строилась по следующим направлениям:

• Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).

• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

• Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Так как в дошкольном возрасте игра является идущей деятельностью, в которой формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра является универсальной формой детской активности. Всякая игра связана с работой фантазии, так как объект игр, в значительной своей части соткан воображением. Поэтому вся моя работа по формированию развития речи построена в игровой форме. Однако игра требует хоть капли реальности, как исходной основы для работы фантазии. Игра удовлетворяет потребность ребёнка в движениях, предусматривает умственную активность, которая всегда связана с работой воображения, так как ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

В ходе организации совместной деятельности взрослого с детьми мной был разработан комплекс занятий по развитию речи с использованием пособий на развитие мелкой моторики : «Оденем Катю на прогулку». Ходе занятия дети знакомились со словами, обозначающими предметы одежды, ее цвет в процессе действия с пособием на развитие мелкой моторики «Девочка Катя», где им предлагалось самим надеть одежду, прикрепив ее с помощью липучки, а также застегнуть пуговицы, завязать шапку. «Домашние животные», «Курочка и цыплята», «Осенние листочки», «В лесу» и др.

С одной стороны, игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, с другой стороны, в игре происходит познавательное развитие ребёнка, так как, играя, ребёнок познает окружающий мир. Игра дает свободу. «По приказу» играть нельзя, только добровольно. Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время, для игры характерна регламентированность, так как ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра социальна по своему происхождению и по содержанию и не может полноценно развиваться без общения с взрослым и без разнообразных впечатлений об окружающем мире.

В работе по развитию речи детей раннего возраста я использовала пальчиковые игры. Они, берущие свое начало в исторически сложившихся традициях этноса. Пальчиковые игры – это игры, совмещающие движения пальцев, рук, с короткими ритмическими стихотворениями, и инсценирующие какие-либо рифмованные истории и сказки.

Для любой игры характерно наличие воображаемой ситуации. Многие пальчиковые игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Игры, в том числе и пальчиковые, очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмическими стихотворениями, подразделяются на два типа:

1) собственно пальчиковые игры, сидячие,

2) игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Поговорки, потешки, которыми сопровождаются пальчиковые игры, делают их максимально эффектными, а также просто забавными и интересными.

В совместной деятельности взрослого и детей особое внимание уделялось таким методам и способам развития активной речи, как: ежедневные пальчиковые игры со стихами. Повторение и проговаривание вслед за воспитателем четверостиший во время пальчиковых игр, способствовало совершенствованию речевой активности. Широко использовались игровые персонажи, инсценирование. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: «Сорока - белобока кашу варила», «Этот пальчик – дедушка…» Малыш уже ждёт момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова «Вместе дружная семья…».

Также формированию мелкой моторики рук способствовала и работа с различными предметами и материалами (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.).

Обязательным условием для решения поставленных задач является создание необходимой предметно – пространственной развивающей образовательной среды. Детям предлагались игры - вкладыши, различные виды игр-шнуровок, игрушки, предполагающие надевание и нанизывание отдельных элементов.

Также, для пополнения и разнообразия среды были дополнительно разработаны самодельные игры и пособия, которые пополнили картотеку игр и пособий на развитие мелкой моторики рук. Такие как:

«Голодный поросенок», целью которого, помимо развития мелкой моторики рук, является развитие звукоподражания, желания отвечать на вопросы воспитателя.

«В гостях у сказки». Целью этого пособия является также развитие мелкой моторики рук; развитие умения показывать и называть знакомые персонажи сказки в статическом положении и их же в действии; расширение и обогащение словарного запаса; активизирование речи.

«Книжка – забава», пособие, которое направлено на развитие умения подбирать предметы по форме, величине, цвету, развивать активную, пассивную речь.

«Неуловимые мышки». Целью данного пособия является также развитие общей и мелкой моторики; совершенствование звукоподражания и активизирование речи.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей, проводились самые разнообразные работы.

Особенности развития речи детей раннего возраста помогла раскрыть консультация «Развитие речи у детей от года до трех». Консультация «Этот пальчик – я» повысила родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики в раннем возрасте.

В ходе мастер – класса «Пальчиками играем – стихи повторяем!» родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.

Также, родители привлекались к созданию пособий по развитию речи детей. На мастер – классе «Пособие своими руками» родителям было показано как, из чего можно сделать интересные пособия для и дома.

Таким образом, проведенная работа по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук позволила добиться положительных результатов.

Расширился словарный запас детей;

Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве;

Пополнилась предметно – развивающая среда группы;

Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой»Аппликация для развития мелкой моторики рук посредством работы с крупами «Цыплята идут домой» ГБОУ «Школа на Юго - Востоке Москвы имени Маршала В. И. Чуйкова». Т. В. Козлова. Воспитатель. В. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей.

Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторикиОпыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу, которую я назвала- «Большие возможности мелкой моторики». И начать свой.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики. Опыт работы
Опубликовано: 11 марта 2024 в 12:54
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД