Сардана Чемезова
Развитие речи детей раннего возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей раннего возраста в детском саду.
Автор: Чемезова Сардана Алексеевна
Ранний возраст – это не только важный и ответственный этап развития человека, но еще и очень трудный возраст для педагога. В это время ребенок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста в детском саду» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время я работаю с детьми раннего возраста. Работая с детьми, заметила, что у некоторых из них наблюдается задержка активной речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха.
Речь большинства детей этого возраста характеризуется общей смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Это привело меня к мысли о том, что необходимо больше внимания уделять развитию речи детей самого раннего возраста.
В статье хочу поделиться своим опытом работы по развитию речи детей раннего возраста в ДОУ.
Когда ребенок приходит в детский сад, расширяется круг его общения. Он учится общаться со сверстниками и взрослыми, учится слушать, слышать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы, высказываться в присутствии других детей. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого необходимо создать определенные условия. Для успешного развития ребенка нужна предметно-развивающая среда, которая привлекает внимание детей, и наполнять ее разнообразным материалом и оборудованием. Ребенок раннего возраста очень активно осваивает действия с игрушками (пирамидками, машинками, куклами и т. д, театрами (кукольный, настольный, пальчиковый и т. д). При общении с ребенком важно комментировать свои действия и сопровождать речью действия ребенка с предметами. Он будет запомнить названия предметов, их свойств, названия действий. Необходимо поощрять попытки ребенка самостоятельно говорить. Малыш начинает говорить, когда взрослые захотят его слушать.
Для налаживания речевого общения с ребенком и обогащения его словаря мы стараемся использовать все режимные моменты и бытовые ситуации. Важным моментом нашей работы является использование для развития речи самостоятельных предметных и игровых действий самого ребенка. Мы сами активно включаемся в игровую деятельность, побуждая их выполнять несложные поручения. Вся наша работа сопровождается постоянными наблюдениями за живыми объектами, движущимся транспортом, т. е за всем, что привлекает детское внимание и вызывает яркие эмоциональные и речевые реакции. Поддерживая диалог с ребенком, стараемся дать полное развернутое речевое описание происходящего. С детьми постоянно организовываются игры- занятия по рассматриванию игрушек, картинок, предметов…Примером могут служить такие игры, как «Чудесный мешочек», «Кто в домике живет?», «Кто чей детеныш?» и т. д.
Больше всего детей привлекает книжный уголок. Художественная литература является важным помощником для развития речи. Надо как можно чаще рассказывать, читать детям народные сказки («Репа», «Теремок», «Курочка Ряба» и т. д, потешки, стишки. Дети любят слушать стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова. А также любую деятельность можно сопровождать произведениями устного народного творчества (потешки при умывании, одевании и т. д).
Очень важное средство для развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Необходимо развивать подвижность и ловкость пальчиков малыша. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше успехов будет в его речи. Для этого используется мозаика разного вида, различные шнуровки и т. д. Одной из интересных методик является игра с крупой, бусами. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание. Особое внимание надо уделить и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания. Для развития дыхания и слуха должны быть необходимые атрибуты: бумажные бабочки, снежинки, мыльные пузыри, воздушные шарики, бамбуковые палочки, колокольчики. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Развивая активную речь ребенка, прежде всего стимулируем его речевое подражание. Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Например, использование картинок на звукоподражание: петушок поет – ку-ка-ре-ку; часы идут – тик-так и т. д. Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем с расставленными в стороны руками – мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим и «крутим руль» - мы «машины», едем и сигналим «Би-би!»; или укладываем куклу спать и поем песенку «Баю-бай!».
Подвижность органов речевого аппарата развивает артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. Их можно использовать каждый день как на занятиях по развитию речи, так и в свободное время. С помощью гимнастики ребенок сможет научиться правильно произносить все звуки.
Качество речи – это показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Поэтому необходимо создавать такую обстановку, в которой малыш не только понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Лучше всего это получается через игру (настольную, дидактическую, подвижную, хороводную).
Если выполнять эти несложные упражнения, проводить игры и упражнения систематически, непрерывно общаться с малышом, следить за своей собственной речью, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу.
Профессия воспитателя как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь.
Используемая литература:
1. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до 3 лет». Ярославль, Академия развития, 1996г.
2. Парамонова Л. Г. «Упражнение для развития речи» г. Санкт-Петербург, Дельта, 1999г.
3. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение» М: Мозаика – Синтез, 1999г.
4. Павлова Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления. М. ; Мозаика Синтез, 2000г.
5. Гербова В. В. «Развитие речи детей в младшей возрастной группе (2-4 года)». «Ребенок в детском саду» №5, 2001г.
6. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи для дошкольников.» М: Астрель, 2009г.