Ольга Мотренко
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГОконструирования.
Подготовила: Мотренко О. А.
Речевое развитие детей дошкольного возраста – одно из важных
направлений работы в нашей группе. Ведь ясная и правильная речь–это залог
продуктивного общения, уверенности и успешности. Благодаря ей человек
приобретает, усваивает знания, нормы поведения, формируются вкусы,
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью Лего-конструирования» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
удовлетворяются потребности в общении. К сожалению, в последние годы
отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые
нарушения.
Цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески
освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в
конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными
способностями. Поэтому для развития речи детей мы используем различные
методы, приемы, технологии–беседы, рассказы, наблюдения,
рассматривание, мнемотехника и др.
В последнее время нами было замечено, что дети очень любят играть с
конструктором LEGO. Такие конструкторы позволяют реб нку думать,
фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. В игре происходит
чередование практических и умственных действий реб нка.
Развивая речь детей, мы внедряем в образовательный процесс ЛЕГОтехнологии.
LEGO – конструирование является великолепным средством для
интеллектуального и речевого развития дошкольников.
Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
Формирует навыки общения и сотворчества;
Предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать
свой собственный мир;
Игра дает детям обретение уверенности в себе.
При создании построек по определ нной линии, дети учатся правильно
соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», «между», тем
самым формируется понимание пространственных отношений между
предметами, что немало важным является для подготовки реб нка к школе. А
также у детей развивается зрительная память, мелкая моторика пальцев рук;
тактильное восприятие формы, развитие внимания.
Используя ЛЕГО в образовательной деятельности, мы проводим
речевые дидактические игры и упражнения с помощью деталей
конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра
«Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие
и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти
и мышления, предлагаем детям выложить схемы из кирпичиков
конструктора ЛЕГО : «Посадить звуки в вагончики», «Поселить в домики»,
«Вырастить дерево».
Применение дидактических упражнений с использованием LEGO–
элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте.
Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем LEGO,
опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета–гласные звуки,
синего–согласные твердые, зеленые–согласные мягкие. Предлагаем детям
провести звуковой анализ слова. Используя короткие и длинные кирпичики,
дети выполняют анализ предложения (короткие и длинные слова).
Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO
приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делая его более
ярким, динамичным, развивает не только конструктивное творчество,
воображение, мелкую моторику, повышается эффективность процесса
речевого развития дошкольников.
Дидактические игры
«Наоборот»
Игровое правило. Создать постройку только противоположную по смыслу
(Длинная и короткая дорожка, широкий и узкий мост, высокая и низкая
башня).
«Изучаем предлоги»
ПОД мостиком, ЗА домик, ВОКРУГ домика, МЕЖДУ деревьями, ПЕРЕД
будкой, ЧЕРЕЗ ручеек, С горки, В домик, ИЗ домика, НА этот мостик.
Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой
предлог, в каком месте можно обыграть.
«Однокоренные слова»
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если
рыба маленькая, как можно е назвать? А если большая? Как называется суп
с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.
«Придумай слово по схеме»
Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору
кирпичиков воспитателем. При ознакомлении детей с понятиями звук, слог,
слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно
использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче
усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры.
«Посчитай слоги»
Взрослый произносит определенное количество слогов. Задача ребенка -
сосчитать слоги и выложить на своих плато соответствующее количество
элементов конструктора.
«Раздели словечко»
Взрослый произносит слова различной слоговой структуры. Задача ребенка –
сосчитать число слогов в слове и выложить на своих плато соответствующее
количество элементов конструктора.
Развитие связной речи детей.
«Опиши деталь»
Взрослый показывает деталь, реб нок должен описать эту деталь. (какая
она? какого цвета? какой формы? на что похожа)
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Ход игры: на столе расположены ЛЕГО — предметы в определенной
последовательности.
Взрослый: посмотри внимательно на предметы, запомни, как они
расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы
повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат
предметы, и сказать мне что изменилось
Усложнение: Описать предмет, которого не стало рассказать о месте, где он
стоял