Папки-передвижки

Развитие речи детей в дошкольном периоде

Татьяна Славкина
Развитие речи детей в дошкольном периоде

На дошкольном этапе с 3х до 7ми лет, при становлении речевых возможностей детей, отмечается неправильное звукопроизношение. Дети могут не выговаривать свистящие, шипящие, сонорные «Л» и «Р» звуки, так же могут наблюдаться дефекты смягчения, озвончения и йотации.

Дети трех лет зачастую имеют несовершенства в звукопроизношении:

- согласные звуки произносятся смягченно («зюбы», вместо зубы, реже наоборот, замена мягких звуков твердыми («тота», вместо тетя)

Публикация «Развитие речи детей в дошкольном периоде» размещена в разделах

- большинство детей не произносят звуки «ш, ж, ч, щ» и заменяют их обычно свистящими «с, з» : «нозик», вместо ножик, «сапка», вместо шапка.

- дети совсем не произносят звук «Р» или заменят его на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Вь».

- звук «Л» чаще всего смягчается, нередко заменяется звуком «Й».

- звуки «г, к, х» или отсутствуют или заменяются звуками «Т» и «Д».

Кроме того, трехлетним детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, они заменяют их одним звуком. Дети часто меняют звуки и слоги местами.

Постепенно к 4м – 5ти годам все эти недостатки исчезают и звукопроизношение становится правильным, речь чистой!

На протяжении периода с 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, формируется фонематическое восприятие.

К 4м – 6 годам происходит быстрое увеличение словарного запаса и достигает более 4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью!

И здесь идет огромное влияние речевой среды, которая окружает детей, ведь они впитывают в себя как губка, все, что говорят близкие им люди, копируют их манеру говорить. Очень важным становятся речевые игры и упражнения с родителями. Это чтение художественной литературы: сказок, рассказов о природе и чтение энциклопедий, которые дают возможность ребенку получить ответы на все его 100 вопросов «почемучки».

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки или рассказа из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

А что делать, если у ребенка пяти, шести лет речь не соответствует норме?

Конечно же, необходимо обратиться к специалистам. Давайте разберемся к каким?

В первую очередь это врачи: невролог, отоларинголог.

При осмотре врачом неврологом, родителям необходимо рассказать о том, что тревожит их в своем ребенке. Кроме отставания в речевом развитии у ребенка может быть нарушение моторики: крупной и мелкой. Не любит раскрашивать, плохо держит карандаш в руке. Или же ребенок не усидчив, не внимателен, долго не может сосредоточиться на какой-либо деятельности. Плохо запоминает стихи, сказки и т. д.

Если же родители, приходя к врачу говорят, что их все устраивает, а жалуются воспитатели, то вряд ли врач станет назначать лечение.

А лечение ребенку просто необходимо! Потому что такие нарушения могут быть признаками заболеваний.

Следующий врач- это отоларинголог. И здесь необходимо так же обратить внимание доктора, на то что у ребенка проблемы в речевом развитии. Ведь бывает так, что у ребенка снижен слух, и поэтому необходимо дополнительное обследование, и лечение. Так как лечение будет более эффективным если его начать вовремя!

Следующим специалистом может быть учитель-логопед, дефектолог, нейропсихолог.

Эти специалисты воздействуют на проблемы ребенка с помощью психолого-педагогических методов и приемов. Они помогут скорректировать речь ребенка, его психические процессы и улучшить их.

Зачастую родители ссылаются на то, что кто-то из близких родственников имел похожие проблемы с речью. Конечно, генетика играет свою роль, но это не значит, что не нужно оказывать помощь ребенку. Сами проблемы не исчезнут. И только на пороге школы сталкиваясь с тем, что задержка речевого развития отражается на мышлении ребенка, его ориентировке в пространстве, работе пальцев рук, письме и чтении, начинают задумываться о необходимости коррекции.

Коррекция расстройств речи очень многообразна и зависит от их характера и причин. Иногда требуется участие и такого специалиста, как стоматолог (исправление неправильного прикуса и других нарушений в полости рта).

Имея знания о нормальном речевом развитии, можно прийти к выводу: правильно ли развивается ребенок?

Нужно серьезно отнестись к недостаткам речи детей и своевременно показать малыша специалистам. Тем самым можно предотвратить многие трудности при обучении детей в школе. Ведь в нынешнее время обучение в школе в первую очередь ложится на плечи родителей!

Статью подготовила: учитель-логопед

МБДОУ д/с №9 «Солнышко»

Славкина Татьяна Николаевна.

Литература:

• Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – Основы логопедии.

• М. А. Поваляева – Настольная книга логопеда.

• Журнал Логопед, №9/2019, Сапронова И. Д. – «Как говорит ваш ребенок?»

• Сайт Архиповой Елены Филипповны.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей» В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей в дошкольном периоде
Опубликовано: 30 декабря 2020 в 09:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД