Папки-передвижки

Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Мария Игнатьева
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

В период дошкольного детства важное значение для психического развития ребенка приобретает становление речи. С каждым годом педагоги отмечают рост числа детей с речевыми нарушениями - дети стали хуже говорить. По данным обследованиям, проведенным педагогом-логопедом в нашем детском саду, было выявлено, что многие дети страдают фонетико-фонематическими нарушениями речи с разной степенью сложности. Эта проблема наиболее остро стоит у детей подготовительных к школе групп, и если ее не решить вовремя, то ребенок в будущем обрекается на трудности в школьной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед воспитателями цели в области речевого развития, такие как владение, речью как средством общения и культуры. Обогащение словаря, развитие фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, владение речью, как средством общения, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, которые к концу дошкольного возраста необходимо достичь, чтобы подготовить ребенка к успешному обучению в школе.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Практика показывает: в комплексе средств, воздействующих на формирование речи ребенка, значительное место отводится игре особенно сюжетно-ролевой. Поведение ребенка в игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми, мы увидели, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает их возбудимыми, неуравновешенными или, наоборот, заторможенными.

Мы поставили цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей; добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, умели активно развивать сюжет, высказывались по ходу игры.

Использовали дидактические игры и упражнения : «Кому что нужно для работы?», «Для чего нужна эта вещь?», «Не ошибись», «Вам письмо», а также серии дидактических игр для закрепления обобщающих понятий: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «За покупками в магазин», «Назови три предмета», «Кто больше назовет?».

Работа над звукопроизношением и культурой речи, правильным построением предложений (простых и сложных) проводилась не только на непрерывно - образовательной деятельности, но и продолжалась в игре. При этом соблюдался принцип последовательности: от игр с готовым сюжетом (содержанием) к самостоятельным. Покажем, это в сюжетно ролевой игре «Автобус».

Вначале педагог и дети намечают содержание и ход игры. Вместе строят из стульчиков автобус. Воспитатель берет на себя роль водителя, дети – пассажиры. Водитель объявляет остановки (каждая остановка - какой либо магазин) например: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Мебель». Ребенок, который правильно рассказывает, что можно купить в магазине, выходит на этой остановки.

Проиграв несколько вариантов с воспитателем, дети затем действуют самостоятельно: сами строят автобус, договариваются, какие игрушки и предметы могут понадобиться, кто какую роль будет выполнять, придумывают название остановок («Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Детский сад», «Почта»). Они звонят в магазин, узнают, есть ли нужный товар; в зоопарк, спрашивая, работает ли он; в поликлинику, вызывая врача.

При организации игр старались создавать необходимые условия для повышения речевой активности детей с учетом их возможностей. Игры проводили в основном во второй половине дня, на прогулке.

На начальном этапе (сентябрь-декабрь) предлагали детям сюжетные игрушки бытового назначения – посуду, одежду, мебель, овощи, фрукты, так как с этими предметами они знакомились на непрерывно-образовательной деятельности.

Вначале взрослый принимал непосредственное участие в играх, выполняя главные, а затем второстепенные роли. К одному и тому же сюжету, возвращались несколько раз. Это давало возможность закрепить обобщающие понятия (посуда, мебель и др, научить детей самостоятельно развивать сюжет.

Например, проводится сюжетно-ролевая игра в магазин «Овощи». Здесь продается морковь, свёкла, лук, картофель, огурцы.

Вначале воспитатель выступает в роли продавца. Он учит детей-покупателей вежливо здороваться, говорить «спасибо», «пожалуйста», уточняет название овощей, обобщают понятие «овощи».

При повторении игры педагог обращает внимание на то, что дети покупают в основном морковь и её осталось очень мало. Спрашивает: «Какие еще есть овощи в магазине? Можно ли купить огурцы, помидоры, свёклу, капусту, лук?» Советует позвонить на базу и заказать еще моркови.

Таким образом, участвуя в игре, взрослый направляет действия детей вопросом, непосредственным показом и, главное, побуждает к высказываниям.

Правильно организованная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.

В результате проведенной работе значительно расширился словарь дошкольников, обогатились представления об окружающей действительности, появился интерес к игровой деятельности. В коллективных играх они стали действовать более согласованно, осмысленно выполнять правила, требования воспитателей, их игровые действия стали сопровождаться речью, причем не только в виде отдельных слов, но и распространенных предложений.

Публикации по теме:

Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Младшие дошкольники играют в основном в одиночку. Они еще не умеют договариваться между.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры». "Детство – важнейший период человеческой.

Конспект НОД по развитию речи с использованием сюжетно-ролевой игры для старших дошкольников «Ветеринарная клиника» Конспект НОД педагога- психолога по развитию речи через использование сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Ветеринарная.

Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие дошкольников» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников Большое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер, телевидение полностью.

Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Особенности организации сюжетно-ролевой игры у дошкольников Цель педагогических воздействий по отношению к игре – формирование игровых умений,.

Презентация на тему «Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Социализация младших дошкольников посредством сюжетно- ролевой игры. (слайд №1) Слайд №2 Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет.

Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка Проблема игры и ее роли в развитии детей издавна привлекала внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 22 января 2019 в 12:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД