Светлана
Занятие по развитию речи «Русская народная сказка «Морозко»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательно-исследовательская
Образовательные области: речевое развитие, художественная литература
Цель: Внимательно слушать сказку, для дальнейшего пересказа сказки, дать характеристику главным героям, отвечать на вопросы.
Задачи:
• Формировать умение различать жанры художественной литературы.
Публикация «Занятие по развитию речи „Русская народная сказка „Морозко“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Морозко». Русская народная сказка
- Темочки
• Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступ-ка литературного персонажа.
• Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм.
• Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.
• Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении, мелкую моторику.
Предварительная работа: чтение сказки «Морозко», рассматривание иллюстраций, беседы, проведение игр на развитие логического мышления.
1 этап: способствуем формированию детей внутренней мотивации к деятельности
Дети встаньте в круг, возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
День добрый, день добрый
Слова эти мы говорим,
День добрый, день добрый
Всем друзьям эти слова повторим.
Где можно увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг себя посмотри.
А где животные, как люди, говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это … (Сказки)
Отгадывание загадок.
- Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она называется, вам помогут понять загадки.
Без рук рисует,
Без зубов кусает (мороз)
Не огонь, а жжётся (мороз)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады (мороз)
Кто без брёвен мосты строит? (мороз)
– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз. Скажите ласково. (Морозко). И сказка наша называется «Морозко».
Какие вы молодцы!
- Ребята, совсем недавно мы с вами познакомились со сказкой Морозко.
- Понравилась вам сказка?
- Почему это произведение относится к жанру сказка?
– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.
– Назовите качества, присущие падчерице?
– А родной дочке бабы?
– На кого бы вы хотели быть похожими? И почему?
– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
– Как жилось дочке старика? И почему?
– Почему старик повез свою дочь в лес?
– Почему Морозко пожалел Настеньку?
– Почему старуха отправила свою дочь в лес?
– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не су-дить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, вы согласны?
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
В сказку можно не поверить,
Сказку можно и проверить,
Сказка может правдой быть,
Сказку нужно не забыть.
- Я приготовила картинки-подсказки для того чтобы мы могли посмотреть их и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, я их куда-то положила и забыла где они. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать).
- Можно, но это займет много времени.
- Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур).
3 этап: способствуем реализации детского замысла
- Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из клейкой бумаги: круг, треугольник, квадрат.
- Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?
- Давайте вспомним и назовем положительных персонажей.
- Отрицательных персонажей.
- Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.
Пальчиковая гимнастика
Зимой
Снег пушистый лег на ветки.
Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.
Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки.
Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном,
Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком.
Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Лыжи,
Скользить по столу ладонями вперед-назад
Санки
Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать
И коньки
Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед по столу.
Мчатся на перегонки.
Моделирование сказки (Самостоятельная работа детей)
Пересказ сказки с опорой на алгоритм.
- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?
- Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?
- Сейчас мы это проверим. Давайте выложим сказку на нашей доске.
Вы такие молодцы!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все ребята хороши!
- Какую сказку сегодня вспомнили?
- Что было самым запоминающимся в этой сказке?
- Чему же нас учат нас русские народные сказки? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам)
- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то красный.