МААМ-картинки

Развитие речи с движением детей с ТНР дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий

Наталья Варлакова
Развитие речи с движением детей с ТНР дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий

Учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №206» Новокузнецкого городского округа Варлакова Наталья Николаевна

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольников составляют сегодня дети с нарушениями в речевом развитии и двигательной активности. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - это дети с поражением центральной нервной системы, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической и двигательной деятельности.

Публикация «Развитие речи с движением детей с ТНР дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Речевые нарушения у них грубо выражены как в отношении звукопроизношения, так и в плане развития лексико-грамматического строя, связной речи. Помимо этого, отклонения имеются в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. А так же наблюдается нарушение статического и динамического равновесия, недоразвитие координации глобальных движений между туловищем и конечностями, замедленность движений, отмечается недостаточная координация мелкой кистевой и артикуляционной моторики.

В связи с решением проблемы перед нами, специалистами ДОУ, встали вопросы: какие методы, формы можно применить для улучшения речедвигательного развития детей с ТНР? В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся вопросы здоровьезбережения детей дошкольного возраста. Нами были изучены и рассмотрены здоровьесберегающие технологии компенсирующей направленности.

Содержание работы направлено на физическое и речевое развитие детей с речевыми нарушениями (ТНР) дошкольного возраста средствами Культурных практик здоровьесберегающей направленности, предусматривает систематичность и последова-тельность обучения последовательно формирует речедвигательные навыки.

В процессе обучения у детей с ТНР устраняются двигательные блоки, мышечные зажимы и психологические барьеры, увеличиваются гибкость и подвижность тела, развиваются чувство ритма, координация движений и улучшается речь. Дети постепенно приобретают эмоциональную отзывчивость на речедвигательные упражнения и навыки социально-активной личности.

Целью является развитие речи с движением у детей с ТНР дошкольного возраста через культурные практики здоровьезберегающей направленности, что обусловливает решение следующих задач:

- формировать у детей потребность в освоении способов развития речи с движением, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников с ВОЗ (ТНР);

-приобщать детей к ценностям здорового образа жизни, обращенных в специальных видах двигательной деятельности: в развитии;

- развивать психические процессы: речь, память, внимание, воображение, мышление с помощью логотерапии, связанной с речедвигательной деятельностью;

- разработать методический комплект по речедвигательному развитию детей с ТНР дошкольного возраста.

Занятие включает в себя игры и упражнения:

Артикуляционные упражнения и самомассаж, мимическая гимнастика. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д., песочная терапия и др.) Упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения. Логоритмика, речедвигательная гимнастика, упражнения на релаксацию, кинезиологические упражнения. Так же игры и упражнения на речедвигательное развитие включают в образовательную и совместную деятельность воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Много времени в работе с детьми с нарушениями речи необходимо уделять играм и упражнениям для совершенствования мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации, которые способствуют развитию речи, внимания, пространственных представлений, памяти и мышления. Так как, на ряду с нарушением речи, у детей нарушено двигательное развитие и психические процессы.

Речедвигательные игры и упражнения предполагает использование связи движений и речи, а так же развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Основа речедвигательных игр — это нормализация межанализаторного взаимодействия (моторного и речевого). Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождается речью, то это значительно повышает эффективность занятий, как по развитию моторики, так и по развитию речи.

Виды речедвигательных игр и упражнений:

- игровой массаж и самомассаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения, может выполняться с предметами;

- дыхательные упражнения со звукоподражанием;

- пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью;

- «Рассказывание» стихов с помощью движений способствует развитию слухового восприятия, согласованности движений и речевых высказываний и интонационной выразительности речи;

- логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение;

- кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологические упражнения с речевым материалом улучшают дыхание, дикцию, вырабатывают чувство ритма, чёткое произнесение фраз.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Сборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возрастаСборник игровых пособий и здоровьесберегающих технологий для детей дошкольного возраста Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!» Движение – основа практически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи с движением детей с ТНР дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 08:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД