Лучший педагог года

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

Наталья Холмогорова
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путём в процессе общения с взрослыми. В то же время многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях. В повышении уровня выразительности речи детей-дошкольников может помочь театрализованная деятельность, ведь она является одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Публикация «Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность» размещена в разделах

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём её многообразии – через образы, краски, музыку, звуки, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы, обобщать. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Вся работа по театрализованной деятельности в нашем детском саду строится на основе программы С. Мерзляковой «Волшебный мир театра». Одной из основных задач программы является развитие выразительности речи детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр – представлений. Опираясь на рекомендации автора программы, занятия планируются и проводятся не в изоляции от всего воспитательно-образовательного процесса, а внедряются и в другие области деятельности дошкольников. На музыкальных занятиях дети учатся вслушиваться в музыку к спектаклям, определять её характер и передавать её движениями, жестами, мимикой. На речевых занятиях дети знакомятся с литературными сюжетами спектаклей, а развитие выразительности речи и артикуляции вырабатывается при помощи специальных упражнений, скороговорок, чистоговорок. На занятиях по изобразительной деятельности дошкольники знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию к сюжетам спектаклей, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказок. Особое содержание и настроение приобретает не только вся работа с детьми на этих занятиях, но и вся их игровая деятельность в свободное от занятий время под руководством воспитателей.

Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Два предложения, сказанные с отличной друг от друга интонацией, оказывают на человека совершенно разный эффект, который зависит, прежде всего, от степени выразительности речи. Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Для того, чтобы целенаправленно действовать, с целью улучшить свою речь, надо её осознавать, как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать и владеть приёмами выразительной речи. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Это сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий для выражения различных синтаксических значений, а также экспрессии и эмоций.

Работу по развитию выразительности речи нужно проводить последовательно, сначала формировать навыки восприятия интонации, затем навыки её использования в собственной речи. Приём сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз можно прочитать текст детям невыразительно, второй раз - с интонационным оформлением. Дети отмечают разницу, и легко приходят к выводу, что она заключается в выразительности речи. Нужно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей.

Мелодика. Для привлечения внимания детей к мелодике и показа ее значимости можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории». «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты». (Утверждение, тон голоса понижается.) После паузы спросить: «Почему вы мне ничего не ответили?» Предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» - «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?» - «Да, конечно!» - «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» Дети не дают правильного ответа, но высказывают предположение, что изменился голос. Здесь следует объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки» (вводится термины «голос повышается», «голос понижается»). Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Речевым материалом на занятии служат серии звуков и слогов.

Темп. При развитии восприятия этого интонационного компонента вводятся контрастные образцы темпа: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала можно использовать потешки и поговорки. Первоначально у детей формируется умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагается выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, в котором читаются стихотворные тексты. Если темп речи ускоряется, то дети тоже должны ускорять свои движения. Для успешного запоминания терминов используются специальные символы: круг красного цвета обозначает «быстро», круг желтого цвета – «умеренно», круг зелёного цвета – «медленно». По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных опор можно прекратить.

Ритм. При развитии чувства ритма можно предложить детям прохлопывать ритм слоговых серий, коротких стихотворений, музыкальных отрывков не только хлопками, но и используя музыкальные инструменты (металлофон, бубен, ложки, барабан).

Тембр. При формировании навыков восприятия тембра у детей можно начать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др. При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц людей, сюжетные картинки с изображением какой-либо проблемной ситуации; в качестве речевого материала применять различные тексты и фразы. Дошкольники должны вести диалог от лица изображённых персонажей на предложенных картинках (здороваться, отвечать на вопросы, обмениваться репликами, самостоятельно выбирая адекватную тембровую окраску голоса. Для успешного выполнения заданий, можно предложить детям проанализировать изображение, соотнести мимику персонажей с их эмоциональным состоянием и выбрать подходящий для данной ситуации тембр голоса.

Логическое ударение. Знакомя детей с этим понятием нужно объяснить им, что те слова, которые считаются особенно важными, произносить нужно громче и медленнее остальных слов в предложении. При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. При затруднении детям можно оказывать помощь в виде наводящих вопросов, напоминать о средствах выражения логического ударения в устной речи.

Так же для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность речи, отсутствие смысловых пауз, проглатывание начала и конца слов. Работая над техникой речи ребёнка, на занятиях по театрализованной деятельности невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса. Эти игры, упражнения, занятия и сами спектакли позволяют детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными, они учатся чётко и выразительно формулировать свои мысли, излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, слово. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи.

Результатом такой планомерной работы, в нашем дошкольном учреждении, являются выступления юных артистов перед воспитанниками детского сада, родителями, сотрудниками в непосредственных театрализованных постановках, а также на утренниках и развлечениях. Периодически в нашем ДОУ организуются гостевые обмены для дошкольников ближайших детских садов, и, конечно же, участие наших детей в районных, городских и международных мероприятиях.

Список литературы:

1. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 2003 г.

2. Мерзлякова С. И. «Фольклор- Музыка- Театр». Москва, «Владос», 1999 г.

3. Петрова Т. И. «Театрализованные игры в детском саду» Москва, «Школьная пресса» 2000 г.

4. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников», Москва, «Владос», 2004 г.

5. Щепкина А. В. «Театральная деятельность в детском саду» Москва, «Мозаика-Синтез». 2008 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность «По дорогам сказок» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи через театрализованную деятельность по дорогам сказке во второй младшей.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развиваем детей через театрализованную деятельность» Театр это искусство, которое близко и понятно детям. Так как в основе театра лежит игра. Театр воздействует на эмоциональный мир ребёнка.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
Опубликовано: 8 июня 2020 в 18:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД