Упорникова Вера
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Составление рассказа по картинке «Утро в сосновом лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Составление рассказа по пейзажной картинке «Утро в сосновом лесу» Шишкина И. И.» по методике "Картинка без запинки"
Цель:
развитие связной речи у детей подготовительной группы
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Составление рассказа по картинке „Утро в сосновом лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Образовательные:
• Совершенствовать связное монологическое высказывание через рассказ-описание по пейзажной картине.
• Расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи.
• Учить образности речи пословиц и поговорок, пониманию наиболее важных смысловых оттенков при рассматривании картины.
• Закреплять навыки работы со схемой.
• Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства.
• Закреплять навыки взаимодействия между детьми на занятии.
Развивающие :
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику руки.
Воспитательные:
• Воспитывать устойчивый интерес детей к деятельности.
Методы и приё мы:
словесный — рассказ педагога, беседа;
наглядный — Методика «Картинка без запинки»;
практический — Игровое упражнение «Ищу друзей», игра «Телепортация», игра «Найди самое удачное название картины», метод «Графическое рисование (иллюстрирование)»,
Формы организации детской деятельности:
беседа, Игра: «У медведя во бору», Игра: «Эхо», рисование
Оборудование и материалы:
Картина Шишкина И. И. "Утро в сосновом лесу" прикрыта тканью, трубочки из бумаги-подзорная труба- по числу детей, круглые кольца для обозначения объектов или субъектов на картине (на магнитной или липкой основе, карандаши или фломастеры, мяч, шапочки 2 медведей.
Предварительная работа: описательные рассказы о медведе и сосне по мнемотаблицам, чтение рассказа Чарушина «Медведь», рассматривание портрета пейзажиста И. И. Шишкина
Словарная работа: пейзаж, пейзажист, живопись, густой, дикий, сосновый, бор, полотно, шедевр, неуклюжий, дюжий
Ход совместной образовательной деятельности
(дети в кругу)
Организационный момент:
В группу прилетает Говорун :
Воспитатель: - Ребята, Птица Говорун что-то говорит, но мы не понимаем его, давайте скажем волшебные слова и мы сразу начнем понимать его язык. Повторите:
Запоминает наша голова
Важные поступки и умные слова
(дети гладят себя по голове)
Слушаем внимательно
(подносят руки к ушам)
Смотрим обязательно
(подносят руки к глазам)
Взрослых не перебиваем
(грозят указательным пальцем)
Знаний много получаем
(сжимают и разжимают пальцы на обеих руках)
Основная часть
Говорун:
- Здравствуйте, детишки, я прилетел к вам с картиной художника Ивана Ивановича Шишкина. Говорят, что все художники что-то зашифровывают в свои картины. Мне стало интересно, помогите ее расшифровать.
Воспитатель: - Мы попробуем разобраться, что же на ней зашифровано. А поможет нам в этом подзорная труба. (дети называют субъекты и объекты).
Игровое упражнение «Ищу друзей» (найти объекты, которые связаны по взаимному расположению). Давайте все подумаем, как связаны между собой объекты в кружках. (Названные детьми объекты можно зарисовать на доске в виде символов, схем, затем соединить стрелками «друзей», можно просто показать связь указкой на картине.)
Медведь и трава - значит время года лето
Медведица и медвежата – мама с детенышами
Медведица с открытой пастью и медвежата - мама беспокоится за малышей
Медвежонок и медвежата - резвятся, играют
Туманно и мрачно - значит прохладно
Небо розовое и луч солнца – время суток утро
Луч солнца и туман - роса, влага, вода поднимаются, испаряются утром
Ствол длинный и ветки с иголками – это дерево сосна
Сосна и сосна – сосновый бор
Корень вывернут и ствол повален – дерево старое
Сосны очень высокие и ветки кривые - значит бор древний, сосна живет около 300-400 лет
Воспитатель: А теперь приготовьтесь все телепортироваться в картину, не боитесь? Покружились, покружились и в картине очутились!
(Игра «У медведя во бору», выбираются 1-2 медведя) :
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь стоит,
И на нас рычит!
(Включить звуки леса и пения птиц)
Игра «Телепортация»
-Ну вот, мы очутились в картине.
Что вы слышите? «Я слышу, как….»(шум деревьев, пение птиц, рев медведей).
Что вы чувствуете? «Я чувствую…»(Аромат хвойного леса, прохладу, страх перед хищниками, хруст иголок по ногами)
Значит, сосновый бор это?
(Сосновый бор – это отдаленный и дикий уголок природы)
А медведи на картинке, кто они?.
(медведи- бурые хищные хозяева леса).
Воспитатель: - Художник назвал свою картину «Утро в сосновом лесу». Как вы назвали бы это полотно живописи?
(Играя в игру «Найди самое удачное название картины» озвучиваются пословицы и поговорки близкие к теме, также заслушиваются варианты названий детей. В итоге проводим голосование за подходящий вариант.)
Пословицы и поговорки: Медведь в лесу- что боярин в городе. Солнечные лучи, как золотые мечи. Всякому мила своя сторона. Медведь неуклюж, да дюж.
Игра «Эхо» проводится в кругу с мячом, воспитатель называет слово, дети должны придумать слово-рифму:
сосна-…. (весна, она, грустна, вкусна, холодна, точна, мощна, темна, нужна)
медведи-(на велосипеде, соседи, люди)
бор-(сбор, спор, вор, двор, лор)
луч-….(ключ, дремуч, могуч, пахуч, туч, живуч)
Ствол-(зол, хохол, гол, угол, школ, шёл)
Туман-….(барабан, обман, карман, румян)
Густой-(золотой, пустой, стой)
природа-(погода, порода, огорода, борода, народа, восхода, полгода)
пейзаж- ….(багаж, пляж, гараж, массаж, мираж, этаж, экипаж)
Утро-(хитро, скоро, мокро, бодро, добро, ведро).
Воспитатель: Теперь ребята возьмем в руки карандаши и сделаем зарисовку-расшифровку картины. (Непродолжительное рисование детей)
(Затем дети садятся на стульчики с зарисовками-расшифровками, подлетает Говорун, садится на колени к воспитателю, дети по одному выходят, отдают рисунок Говоруну и рассказывают о картине в виде описания, в заключении описания, желательно, высказывают свое мнение об этом пейзаже. В итоге Говорун с картиной и рисунками улетает).