Екатерина Плешакова
Развитие речи в старшей группе «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: проверить знания детей о диких животных (внешние особенности, образе жизни,
активизировать и расширить словарный запас по теме «Дикие животные»;
учить образовывать слова – названия детенышей животных, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, подбирать слова – антонимы, синонимы, однокоренные;
воспитывать любовь к диким животным;
развивать умение составлять диалоги на предложенную тему, строить простые и сложные предложения.
Публикация «Развитие речи в старшей группе „Дикие животные“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Животные. В мире животных
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Материал: демонстрационный материал – карточки с изображением диких животных, карточки с изображением продуктов питания (хлеб, молоко, косточки, рыба и, т. д., игрушка – медведь. Компьютерная игра «День рождения ежа», «Чей дом?»
Беседа по вопросам:
- Дети, внимательно посмотрите на доску.
- Кого вы видите? (мы видим диких животных)
-А почему их называют дикими? (потому что они сами себе добывают пищу, строят себе жилище, о них никто не заботится).
- Перечислите животных, которых видите на доске (заяц, ежик, лиса и медведь).
Опишите внешний вид следующего животного-ежика.
Ежик темно-серого цвета, почти одинакового с землей, у него на спине острые колючки, это помогает ему защищаться от врагов, еще у него подвижный чувствительный нос, быстрые лапки.
- Чем питается ежик? (ежи к зиме не готовят пищу, они зимой спят).
Опишите внешний вид зайца.
Заяц - белого или серого цвета, у него длинные ушки и лапки, маленький пушистый хвост.
- Чем питается заяц? (заяц ест молодые ветки деревьев, капусту, морковь).
- Какой образ жизни ведет заяц? (заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой). Осенью заяц становится белым, это помогает ему скрываться от врагов.
Опишите внешний вид лисы
- Кто из вас расскажет все, что знает про лису, а остальные дополнят.
Лиса рыжего цвета, у нее большой пушистый хвост, которым она пользуется при резких поворотах, как рулем, хвост ей служит еще покрывалом, когда она спит, у лисы чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу, она живет в норе.
Опишите медведя.
- Кто расскажет о нем?
Медведь - большое животное бурого цвета, на вид он неуклюжий, но на самом деле он очень подвижный, у него острые коготки, при помощи которых он лазает по деревьям, толстые короткие лапы. Медведь с осени усиленно питается и сильно жиреет. Осенью после листопада он устраивает себе берлогу, где спит всю зиму.
Артикуляционная гимнастика
Ра – ра – ра, мы идем в лесок с утра,
Су – су – су, встретим мы в лесу лису.
В лесу никого не видно, необходимо взять бинокли.
Пальчиковая гимнастика:
- Здравствуй, рыжая лисичка,
-Здравствуй, белочка сестричка,
- Здравствуй, серенький волчонок,
- Здравствуй, беленький зайчонок.
Кто это? Где они живут? Кто им добывает пищу? Кто делает жилище?
Вот таких животных мы называем дикими.
Д/игра “Чье это” (по картинкам)
Образование сложных прилагательных.
Лисья шерсть, голова, и. т. д.
- У лисы тонкие лапы. Какая лиса? (тонколапая)
- У лисы длинный нос.
- У лисы острые уши.
- У лисы короткие усы.
- У лисы рыжий хвост.
Д / Игра «Назови ласково»
Лиса – лисичка, заяц- зайчик…
Д/ Игра «Чья это?»
Образуй признаки от предметов.
Медведь – медвежий, медвежья, медвежьи, медвежья. и. т. д.
Д/Игра «Чей хвост?»
Подбери предметы к признакам.
Медвежий – хвост, нос, глаз, и. т. д.
Медвежья – лапа, берлога, шерсть. и. т. д.
Медвежье – ухо,. и. т. д.
Д/ Игра «Скажи иначе» (синонимы)
Медведь большой – огромный, громадный, могучий, большущий, крупный, и. т. д.
Д/Игра «Подбери родственные слова»
Медведь – медвежий, медвежье, медвежья, медвежонок, медвежата, медведица.
Д/ Игра «Кто, что умеет делать»
-Что умеет делать лиса?., медведь., волк, и. т.
Физкультминутка: “Три медведя”
Три медведя шли домой, (идут по кругу)
Папа был большой, большой, (руки вверх)
Мама чуть поменьше ростом, (руки на уровне груди)
А сынок малютка просто. (присели)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил. (“звенят” погремушками)
Д/игра “Назови детенышей”
У лисы – лисята, один лисенок, много лисят и т. д.
Д/игра “Хорошее качество”
Дети получают карточки с изображением животных.
Не называя, кто изображен на картинке, показывают жестами, мимикой кто изображен. Остальные должны отгадать кто это? А затем сказать о каждом животном что-то хорошее.
Например: Волки умеют быстро бегать. Не боятся морозов. Лиса очень красивая.
Подведение итогов занятия.
- Мы сегодня говорили о диких животных.
- А какую пользу они приносят человеку? (мех, мясо). Но, ребята, не только звери должны приносить пользу человеку, но и человек должен заботиться о них. «Охрана природы - одно из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны».