Оразова
Развитие риторических умений у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Такое понятие, как «риторика» очень многообразно и погружается корнями в далекое прошлое. Доносящаяся речь – это единый целое, в котором совмещается все: правильное дыхание, легкость и эластичность звучания голоса, грамотный переход из одной степени звучания в другой уровень, тембр и сила голоса, ровность и неизменность голоса. Чтобы использовать эти, с первого взгляда, достаточно сложные понятия к младшему школьному возрасту, необходимо учесть, в первую очередь то, что важной разновидностью деятельности младших школьников преимущественно является игра.
Публикация «Развитие риторических умений у младших школьников» размещена в разделах
Игра -это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь, В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждает, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот что необходимо ребенку». Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию.
Умение играть - это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи. Но, чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, его надо учить играть — сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное — отражение отношений между людьми. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет очень многое, значительно продвинувшись в своем развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом — отношения между людьми, окружающими ребенка, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше — нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Таким образом, к основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование риторических навыков и умений.
Соответственно, первой ступенью игры является имитация, подражание речи окружающих. Звуковая культура речи является составной частью техники речи, поэтому к первому этапу формирования риторических навыков относится развитие звуковой культуры речи, т. е. умения правильно произносить звуки и слова, посредством интонации, тембра голоса, речевого дыхания и выразительности, передавать свое настроение. Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодика, логические паузы, ударение, темп, ритм и тембр речи).
Дети старшего дошкольного возраста в большинстве своем усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух. Однако и в этом возрасте еще встречаются дети, не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно с сочетанием нескольких согласных. Они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо и т. п.
В связи с этим, работа по формированию техники речи должна происходить постоянно. Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста является совершенствование речевого слуха, речевого дыхания, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: шипящих и свистящих, твердых и мягких, звонких и глухих.
Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах и в фразовой речи, это обеспечивает возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, громкости голоса, темпа речи, интонационной выразительности, т. е. всех сторон звуковой культуры речи.
Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.
1-й вид работы- дифференциация изолированных звуков.
Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом картинки-«образы», т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным или предметом. Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.
2-й вид работы- дифференциация звуков в словах
Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Одновременно эта работа способствует улучшению дикции, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.
3-й вид работы- дифференциация звуков в речи.
Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки,
стихотворения, чистоговорки, скороговорки и другой речевой материал насыщенный дифференцированными звуками.
При этом он следит, чтобы дети правильно употребляли эти звуки и не смешивали их в собственном произношении.
Во время этого процесса большое внимание следует уделять развитию речевого дыхания. Речевое дыхание- это умение правильно произносить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, необходимое для того, чтобы иметь возможность говорить фразами в процессе речевого высказывания. Источником образования звуков является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Давая в потешках, стихах, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.
Рассмотрим каждую характеристику голоса отдельно.
Высота голоса -это повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и наоборот.
Сила голоса - произнесение звуков в определенной громкости, а также умение произносить звук полнозвучно.
Тембр голоса - качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т. д.)
Темп речи – это скорость протекания речи во времени. т. е. количество слогов произнесенных в определенную единицу времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звук, слова выпадают.
Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику (повышение, понижение голоса при произнесении фразы, темп (ускорение, замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками, фразовое или логическое ударение (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение, в зависимости от смысла высказывания)
Ребёнок должен правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы предать собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.
Таким образом, можно выделить второй этап в формировании риторических навыков и умений – это знакомство детей в процессе работы над правильным произношением звуков, фраз в диалогической и монологической речи, в процессе игры или игровых занятий с такими средствами экспрессивности как громкость, высота, сила голоса, тембр, темп, выразительность, фразовое или логическое ударение, которые находятся в полной взаимозависимости от правильного речевого дыхания. Дети дошкольного возраста с неправильным речевым дыханием, как правило, имеют тихую речь, затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха при выдохе нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Следовательно, совокупность всех, вышеназванных понятий и определяет качественную произносительную сторону речи или, иными словами, технику речи.
Работа над произносительной стороной речи ведется в основном путем подражания. На данном этапе используются дидактические игры, пересказ, рассказывание, разыгрывание сценок, заучивание наизусть и т. д. Таким образом, выделяется третий этап формирования риторических навыков и умений - активное включение дош2кольников в такие виды речевой деятельности как диалогическая и монологическая речь.
Диалог — это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог — это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Это речь поддерживаемая, в процессе которой собеседники имеют возможность поставить уточняющие вопросы, подать реплики, помочь закончить мысль или переориентировать ее, что облегчает говорящему возможность выразить мысль, высказать отношение к предмету речи (к теме разговора) и быть понятым участниками диалога. Существенным моментом в развитии диалога является то, что он ведется при активном эмоционально-экспрессивном контакте собеседников в условиях их взаимного восприятия. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками. Для посторонних диалог обычно бывает малопонятным.
Диалог представляет значительные трудности для детей и обычно бывает очень кратким. Но эта форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что даже хорошо говорящий детям порой бывает трудно поддерживать разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и со взрослыми. На это надо обратить пристальное внимание, так как если способность к диалогу, беседе не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной. Не освоив диалогическую речь, малыш не сможет достаточно хорошо овладеть монологической, к которой, В период школь-ного обучения предъявляются очень высокие требования.
Монолог — это относительно развернутая форма речи последовательное, связанное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он не прерываем и относительно насыщен использованием экспрессивно-мимических средств, подчеркивающих выразительность речевой информации. Выразительная сторона монолога, в свою очередь, предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи — произношение должно быть ясным, отчетливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным. Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений,
Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Самое главное условие в таком обучении — способствовать развитию желания ребенка говорить, а для этого он не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственные ошибок. Нельзя опережать мысль ребенка, необходимо дать ему возможность высказаться. Ребенок имеет право на ошибку, ведь он впервые осваивает деятельность.
Познавая мир при помощи речи, активно поддерживая диалог, составляя собственные рассказы, ребенок должен овладевать навыком уместного употребления речевых этикетных форм. Это касается прежде всего правильного употребления слов или словесных оборотов, которые называются речевыми формулами, в разных ситуациях общения: приветствия, знакомства, просьбы, извинения или поздравления. За каждой ситуацией общения закреплены определенные формулы (слова типа «Здравствуйте», «Будьте добры», «Извините») и установлены варианты их использования в зависимости от того, где и с кем мы общаемся. Т. е. ребенок должен четко отличать формальную ситуацию от неформальной, язык общения внутри семьи, в обществе сверстников и посторонних взрослых, и умело использовать речевые формулы соответственно ситуации. Все вышесказанное можно выделить в четвертый этап формирования риторических навыков и умений у дошкольников- навык уместного употребления речевых этикетных форм.
Навык уместного употребления речевых этикетных формул формируется в процессе анализа и разыгрывания типичных ситуаций общения, а именно в диалогической речи. Взрослый учит детей культуре поведения, доброму и уважительному отношению к окружающим.
Освоив диалогическую речь, применяя при этом успешно технику речи и речевую этику происходит планомерный переход к заключительному этапу формирования риторических навыков и умений - сочинительству. Маленький ребенок любит рисовать, придумывать истории, живо отзывается на яркость, эмоциональность речи, понимает юмор, любит рассказывать детские анекдоты или придумывать их сам. Сочинительство помогает развить творческий потенциал личности, стимулирует мотивацию изучения родного языка.
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержанке, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку, умения точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.
Существуют различные варианты сочинительства или творческого рассказывания.
I. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Темы для детских рассказов могут быть как реалистические, так и сказочные.
II. Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
III. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа.
Самый сложный вид рассказа — это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успех во многом зависит от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть и положительные и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки.
Педагогу надо обращать внимание на интересное, занимательнее содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова, технику речи и речевые этикетные формулы.
Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной и языковой выразительности (интонация, логические и фразовые ударения, сравнения, эпитеты, интересные словосочетания, все это в их рассказах будет появляться постепенно.