Козлова Зарина Нематулловна
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной техники рисования детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детского сада № 11
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Отчет по самообразованию
«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Выполнил: воспитатель
Козлова Зарина Нематулловна
2024 г.
Актуальность:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной техники рисования детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
С давних пор именно продуктивной деятельности уделяется огромное внимание. Ее применение в детском саду помогает малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок; позволяет расширить палитру тактильных ощущений, а значит, как следствие, способствует развитию мелкой моторики.
Почему так важно вовремя начать развитие мелкой моторики? Причин тому несколько.
Любая тренировка пальцев рук – неотъемлемая часть воспитательно - образовательного процесса, направленного на развитие речи детей дошкольного возраста. Физиологами доказано, что примерно третью часть площади двигательной проекции головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная в непосредственной близости к речевым зонам коры. Именно это позволяет рассматривать кисть руки как «орган речи».
Мелкая моторика – один важнейших показателей готовности ребенка к обучению в школе, определяющий овладение его письмом, и как следствие, оказывающий непосредственное влияние на успеваемость.
Существует множество средств совершенствования мелкой моторики дошкольников, но наш выбор пал на нетрадиционное рисование.
Чрезмерный интерес к этой теме нашел свое отражение в объемном модуле по самообразованию.
На начало учебного года детям исполнилось 2 года.
Целью работы над темой стало создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Для достижения цели поставлен ряд задач:
- изучить методическую и психолого – педагогическую литературу по теме;
- проанализировать опыт коллег по ознакомлению детей раннего возраста с нетрадиционными техниками рисования (ладошками, пальчиками, методом тычка, рисование на крупе, пластинография);
- осуществить подбор занятий по нетрадиционному рисованию;
- оценить целесообразность и успешность применения нетрадиционных техник рисования как средства совершенствования мелкой моторики детей раннего возраста;
- способствовать педагогическому просвещению родителей по вопросам развития мелкой моторики детей посредством применения нетрадиционных техник рисования;
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
Началу работы предшествовала довольно объемная подготовка: изучена литература по теме, проанализирован опыт коллег в данном направлении, осуществлен подбор нетрадиционных техник рисования в соответствии с возрастными возможностями детей, составлен перспективный план работы на учебный год.
Для отслеживания эффективности проводимой работы мной был поведен мониторинг развития мелкой моторики воспитанников. Обследование проходило по следующим направлениям:
• упражнения на координацию движений;
• упражнения на повторение фигур из пальцев.
Результат на начало года наглядно представлен в диаграмме:
В течение учебного года с детьми проводились занятия с применением нетрадиционных техник рисования :
- рисование ладошками;
- рисование пальчиками;
- пуантилизм (рисование ватными палочками);
- рисование полусухой жесткой кистью;
- рисование методом тычка.
Кроме организованной деятельности, детям были предоставлены в свободное пользование материалы для самостоятельного творчества : шаблоны для пластилинографии.
В течение всего срока работы над темой продуктивно велась работа с родителями:
• проведено анкетирование «Как развита мелкая моторика у вашего ребенка?»;
• оформлена консультация «Пластилинография – это интересно!»;
В конце года для родителей была оформлена выставка детских рисунков.
Результат:
В конце года был проведен контрольный мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей. Результат наглядно представлен в диаграмме.
По итогам работы над темой были выявлены следующие результаты:
движения пальцев рук детей стали более точными;
• у детей сформированы навыки рисования;
• у детей сформированы представления о нетрадиционных техниках продуктивной деятельности;
• дети стали использовать приобретенные умения и навыки в самостоятельной деятельности.
Вывод и перспективы на будущее:
Подводя итоги, следует отметить, что мелкая моторика не развивается сама по себе, ее развитие необходимо стимулировать. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего детства. То, насколько совершенной будет ручная умелость у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, какие условия они создадут для этого. Нетрадиционные техники рисования продемонстрировали отличный результат по совершенствованию мелкой моторики воспитанников. Данный опыт мы планируем применять и далее, расширяя условия в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Список литературы:
1. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
4. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Просвещение, 1999.