МААМ-картинки

Развитие семейных форм устройства. Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников детского дома

Наталья Валентиновна Третьякова
Развитие семейных форм устройства. Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников детского дома

Развитие семейных форм устройства

Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников

КГКУ «Красноярский детский дом №1»

«Дорога домой»

Жизнь без детей - бессмысленна,

Жизнь без родителей - бесчеловечна!

Публикация «Развитие семейных форм устройства, Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников детского дома» размещена в разделах

Приоритетом государственной и краевой политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются семейные формы устройства : усыновление, опека, попечительство, семейные дома, патронатное воспитание, возвращение в кровную семью (восстановление в родительских правах и воссоединение с семьей.) Наши дети были лишены самой главной потребности в своей жизни – внимания, заботы и любви со стороны родителей.

Родная семья - это естественная среда для здорового развития ребенка, и ее потеря – тяжелейшая травма для детской психики. Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности. Проблемы, возникающие в процессе возврата ребёнка в семью невозможно решить силами одного специалиста, и даже учреждения в целом. Возвращение воспитанника детского дома в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности команды специалистов, заинтересованных государственных органов, и конечно самих родителей. Реабилитация семьи, формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и «бывших» родителей, своевременно оказанная помощь в разрешении возникших проблем позволит сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи.

Без инициативы и желания самих родителей специалисты детского дома не могут разрешить проблему. Работа специалистов направлена на понимание и осознание родителями истинной природы их проблем. Помощь специалистов (психолога, социального педагога, разработанные индивидуальные программы, позволят снизить процент отказа и возврата детей в учреждения.

Воссоединение с кровной семьей, восстановление в родительских правах или снятие ограничения допускается, если родители (один из них) осознали и изменили:

свое поведение;

образ жизни;

отношение к воспитанию ребенка.

Для восстановления родительских прав учреждению и суду необходимо удостовериться в наличии всех трех перечисленных обстоятельств. Каждого из них в отдельности для восстановления в родительских правах недостаточно. О восстановлении родительских прав могут просить только родители. Никто другой, даже прокурор или органы опеки и попечительства, просить об этом не могут. Возврат ребенка родителям, вернувшимся из мест лишения свободы, возможен без участия суда, если администрация детского дома и органы опеки уверены, что все условия необходимые для полноценного воспитания ребенка выполнены и будут выполняться.

Мы понимаем что, результативность процесса возвращения воспитанника детского дома в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:

наличия профессиональной готовности педагогов детского дома создания в детском доме поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;

выявления и учета особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка;

реализации индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;

привлечение позиционеров к решению проблем, возникших в процессе возврата ребенка в кровную семью;

создания системы мониторинга и управления данным процессом.

В учреждении разработана программа семейного устройства воспитанников.

При поступлении в детский дом несовершеннолетнего, специалистами изучается личное дело каждого ребёнка, и определяется индивидуальный план работы для дальнейшего его жизнеустройства. Работа с семьей требует длительного времени и включает в себя внимательное диагностирование, наблюдение. Диагностика семьи важна, она требует компетентного подхода к каждой проблеме. Внимательное диагностирование: наблюдение, составление портрета семьи и заполнение социальной карты (приложение №1) позволяет оценить возможности родителей и разработать индивидуальную программу психолого-социально-педагогического сопровождения и поддержки воспитанников и их семей.

Цель:

максимально способствовать возвращению ребёнка в родную (кровную) семью.

После лишения родительских прав После ограничения родительских прав После освобождения

из мест лишения свободы

Для достижения поставленной цели, специалисты учреждения ставят перед собой следующие задачи:

1) Создать реестр семей, с которыми необходимо проводить работу по восстановлению в родительских правах и возврате ребёнка в кровную семью.

2) Выявить проблемы, с которыми сталкиваются родители, желающие вернуть ребёнка в свою семью, оказать содействия в разрешении возникающих проблем.

3) Разработать индивидуальные программы психолого-социально-педагогического сопровождения и поддержки родителей и детей.

4) Оказать помощь в восстановлении старых и построение новых позитивных социальных связей.

5) Содействовать в гармонизации детско-родительских отношений, в восстановлении доверия между родителями и ребёнком.

6) Организовать взаимодействия всех заинтересованных учреждений по вопросу возврата ребёнка в семью родителей, изменивших свой образ жизни и желающих самостоятельно воспитывать своего ребёнка (РОВД, ПНД, УО).

При поступлении в детский дом несовершеннолетнего, специалистами изучается личное дело каждого ребёнка, и определяется индивидуальный план работы для дальнейшего его жизнеустройства. Анализ документов, проведение мониторинга и оценки развития ребенка, составление социально-психологического профиля семьи и воспитанника позволяет наиболее эффективно разработать индивидуальную программу определения воспитанника в семью.

Анализ проблем

1. Низкая мотивация по восстановлению в родительских правах, возврату ребёнка.

2. Юридическая безграмотность по вопросам восстановления родительских прав.

3. Педагогическая неграмотность по вопросам воспитания и ухода за ребенком.

4. Социальное иждивенчество.

5. Сложность трудоустройства и низкий доход семьи.

6. Отсутствие, или аварийность жилья, для проживания детей.

7. Проживание совместно с родственниками-алкоголиками инаркоманами.

8. Трудности в адаптации родителей к условиям общества, особенно после освобождения из мест лишения свободы.

9. Проблема устройства детей дошкольного возраста в детский сад, или организации присмотра за ребёнком после возвращения из детского дома в семью.

Созданный реестр, выявленные проблемы, организация взаимодействия всех заинтересованных лиц, способствует эффективной реализации индивидуальных программсопровождения ребенка и семьи. Методика разработки индивидуальных программ зависит от контингента поступающих детей в учреждение, формпо восстановлению в правах, и проблем, возникающих в процессе сопровождения.

Программа имеет гибкую структуру и корректируется в процессе реализации.

Формы работы с семьей и ребенком

Администрацией детского дома поддерживается связь с родителями и учреждениями, где они отбывают наказание. Ведется постоянная переписка, в которой сообщаются все сведения о ребенке (состояние здоровья и развития, успехи и достижения) и периодически отправляются фотографии с различных мероприятий. Общение с детьми в телефонном режиме и организация свиданий, помогает поддерживать детско - родительские отношения. Это способствует осознанию степени своей вины, за проживание ребенка в детском доме, и стимулирует их к активным действиям, по будущему возврату ребенка в семью. Выстроенная работа в этом направлении позволяет знать дату освобождения родителей и наметить план работы с ребенком, а в дальнейшем с семьей.

Принцип разработки индивидуальной программы по возвращению воспитанников в семью родителей отбывших наказание отличается тем, что ребенок возвращается не по решению суда, а по общему согласию и разрешению детского учреждения и органов опеки.

При обращении родителей в учреждение, после освобождения, проводится социально - психологическая работа:

1. Диагностика (в процессе собеседования и анкетирования, заносятся недостающие сведения в социальную карту родителей и воспитанника, она позволяет определить особенности личностного статуса родителя, его семейной истории и социальные контакты. Оценить возможности и готовность выполнять родительские обязанности. Готовность создавать условия и удовлетворять потребности ребенка в семье.

2. Планируются встречи (совместные игры, занятия, праздники, что позволяет установить контакт с ребенком. Наши воспитанники в силу своего возраста, и длительного срока отсутствия родителей, не испытывают глубокого чувства привязанности и не осознают что это их кровные родители, поэтому задача специалистов наладить тесный контакт с семьей.

3. Проводится консультативная и информационно - просветительская работа по социальным, социально-правовым, социально-педагогическим, социально-медицинским, социально-психологическим вопросам (Р. Ротенберг "Расти здоровым", С. Э. Семенова "Домашняя юридическая энциклопедия. О детях"). Педагоги помогают в выборе необходимой литературы, для повышения педагогической грамотности. Знакомят родителей с особенностями развития ребенка. Чаще всего у родителей возникают вопросы, что необходимо предпринять и какие документы предоставить, для возврата ребенка в семью.

4. Подготовка родителей к исполнению своих обязанностей в воспитании ребенка. Тематика проводимой работы выбирается в соответствии с основными проблемами семьи («Роль примера родителей в воспитании и формировании личности детей», «Трезвый образ жизни – выбор каждого человека», «Право детей на достойные условия проживания», «Забота о детях – главная задача родителей», «Моя жизнь – мой выбор», «Алкоголь и семейное неблагополучие»). Используемые методы групповой и

индивидуальной реабилитационно - коррекционной работы с членами семьи по рефлексии прошлого опыта воспитания ребенка, анализ допущенных ошибок, способствуют формированию семейных ценностей. Семья стремится к позитивным изменениям и планирует совместное будущее с ребенком.

5. Члены попечительского совета принимают активное участие в решении проблем (помощь в трудоустройстве, получение специальности, помощь в ремонте жилья, избавление от раннее пагубных привычек и т. д., возникающих в процессе сопровождения семьи. Сталкиваясь с трудностями, родители получают поддержку со стороны социума и учреждения. Участие людей, не равнодушных к проблемам ребенка и семьи, способствует формированию ответственности и уверенности в выборе правильного пути. Положительное отношение окружающих, наличие системы поддержки, мотивирует родителей к преодолению трудностей.

Психолого-педагогическая работа с ребенком.

Реализация индивидуальной, для каждого воспитанника, программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками способствует формированию привязанности к родителям, эмоционально-психологической готовности ребенка к проживанию в семье.

Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком

Использование различных способов в поддержании контакта с ребенком и его кровной семьей : по телефону, e-mail, приглашения на развивающие тренинги и праздники. Организации встреч воссоединенных семей, с целью обмена положительным опытом, консультации по вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана. Длительное психолого - педагогическое сопровождение воссоединенной семьи, систематическое отслеживание безопасности условий и эмоционального благополучия, помогает избежать рецидива повторного возврата ребёнка в детский дом.

Критерии эффективности работы по воссоединению кровной семьи.

В учреждении разработаны педагогические и социально - психологические критерии готовности родителей и детей.

Оценка способности родителей выполнять родительские функции:

осознание ответственности за судьбу собственного ребенка;

удовлетворение базовых потребностей ребенка – в пище, жилье, чистоте, обеспечение одеждой, гигиене, предоставление медицинской помощи;

обеспечение безопасности ребенка (угроза нанесения ребенку вреда, отсутствие доступа к опасным предметам в быту и др.);

эмоциональное тепло (как родители проявляют свою привязанность, есть ли необходимый физический контакт, комфорт, расположение; уважение привязанностей ребенка к другим людям, предоставление контактов с ними);

обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка (обеспечение его доступа к играм, кружкам, спорту, дополнительному обучению);

руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;

обеспечение стабильности (стабильность отношений, поддержка контактов со значимыми людьми).

Эмоционально-психологическое благополучие ребенка в семье

стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым (преимущественно с положительным фоном настроения);

развитие познавательной мотивации;

разнообразная, когнитивно - насыщенная среда;

эмоциональная поддержка и понимание взрослых;

адекватная самооценка;

ориентация на успех в достижении целей;

эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Участие попечительского совета в решении проблем ребенка и семьи позволяет качественно организовать работу учреждения, обновить содержание, и внедрить новые технологии, направленные на психолого - педагогическое сопровождение воспитанников и кровных семей, на всех этапах становления семьи.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 летМетодическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Консультация для родителей «Сидим дома — играем всей семьей» Самоизоляция - мера вынужденная, но, тем не менее, - один из поводов организации развивающих игр для детей и возможность поиграть всей семьей.

Консультация для родителей «Сидим дома, не скучаем. Всей семьей мы вышиваем»Консультация для родителей «Сидим дома, не скучаем. Всей семьей мы вышиваем» Уважаемые родители! Вы можете стать для ваших детей источником вдохновения на новые,полезные и интересные дела. Сделать это не так.

Логопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанниковЛогопедическая игротека — одна из форм эффективного взаимодействия с родителями воспитанников Преемственность в работе логопеда с семьей детей-логопатов является важнейшим условием успешного коррекционного процесса по устранению речевых.

План взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 ггПлан взаимодействия с семьей воспитанников по формированию основ ЗОЖ на 2016–2017 гг Здоровье ребёнкас первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные.

Сценарий новогодней игровой программы «У нас в гостях Дед Мороз со Снегурочкой» для воспитанников детского дома Здравствуйте,дорогие гости моей странички!Приглашаю ознакомиться со сценарием новогодней игровой программы,которую провели в нашем детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие семейных форм устройства. Программа воссоединения с кровной семьей воспитанников детского дома
Опубликовано: 7 сентября 2021 в 05:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД