Жирова Наталья
Развитие сенсорики у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Публикация «Развитие сенсорики у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вопрос сенсорного воспитания детей в дошкольном образовании является одним из актуальных. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой – имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития,
- упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром,
- развивает наблюдательность,
- является основой для развития воображения,
- развивает внимание,
- позитивно влияет на эстетическое чувство,
- даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно
познавательной деятельности,
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
- влияет на расширение словарного запаса ребёнка,
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и др. видов памяти.
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат. Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщёнными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности.
Именно ранний дошкольный и младший дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это адекватное использование их в качестве, единицы измерения, при оценке свойств предметов.
Восприятие маленького ребёнка носит предметный характер, т. е. все свойства предмета не отделяются у ребёнка от предмета, он видит их слитно с предметом. Характерные особенности предмета ещё не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленён, он очень приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.
Поэтому совместно с родителями нашей группы "Пчелки", мы создаем различные игры и дидактические пособия на развитие сенсорных способностей у детей. Мои родители великие помощники и я без них никуда.