МААМ-картинки

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского

Ирина Нарзулаева
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского

В методике развития речи дошкольников уделяется большое внимание работе над словом. Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев). Одним из средств, способствующих решению задач словарной работы, являются произведения К. И. Чуковского. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов.

Публикация «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями К, И, Чуковского» размещена в разделах

Произведения К. И. Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах музыкальность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, образность, выразительность.

Особую роль литературные произведения выполняют в обогащении речи образными словами и выражениями. Из произведений К. И. Чуковского ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

персонажей манерой, построением диалогов, мимикой.

В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят антонимы и синонимы и др.

Приведём фрагменты игр, которые были включены в занятия:

Из чего сделано? - Рассказывали детям, что в старину посуду делали из глины и из дерева. Посуда из глины называлась глиняной, а из дерева — деревянной. Теперь люди научились делать посуду из множества различных материалов. Предлагали детям помочь рассказать, какая бывает посуда.

Скалка сделана из дерева — значит, она. (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит, он. (глиняный). Банка сделана из стекла, значит она. (стеклянная, кастрюля сделана из металла - значит она (металлическая). Кружка сделана и пластмассы - значит она (пластмассовая).

Стаканчик сделан из бумаги - значит он… (бумажный).Кроме работы с детьми нами проводилась работа с родителями воспитанников. Были предусмотрены и индивидуальные и коллективные формы работы, что помогло максимально расположить к себе родителей. Для большей доступности нами использовался наглядный материал (ширма, таблицы).

Во время проведения родительского собрания объяснялось важность словарной работы, уточнялась методика работы со словом в процессе чтения литературы. Родители задавали вопросы, на которые получали квалифицированный ответ.

Кроме того проводилась индивидуальная работа, которая заключалась в консультировании. Была изготовлена ширма, посвященная проблеме развития словаря дошкольников

Публикации по теме:

Использование дидактического синквейна в работе по формированию связной речи у детей с ОНРИспользование дидактического синквейна в работе по формированию связной речи у детей с ОНР “Не мыслям надобно учить, а мыслить” И. Кант Развитие связной речи – является важнейшим условием успешного обучения ребёнка в школе. Связная.

Программа тематического контроля речевого развития детей Сроки: с ___ по ___. Ответственные: старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальные руководители, учителя-логопеды. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями К. И. Чуковского
Опубликовано: 1 августа 2014 в 16:43
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД