МААМ-картинки

Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста

Марина Суркова
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Актуальность исследования. Проблема развития связной монологической речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а еще шире – в формирование общих художественно-творческих способностей детей.

Исследователи рассматривают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает способности ребенка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре.

Публикация «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Формирование у детей навыков словесного творчества происходит на основе комбинирующей деятельности воображения, которая позволяет ребенку использовать из прежнего опыта хорошо знакомые ему художественные образы, слова, образные и типичные выражения, «однако комбинация этих элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть». Это умение «из элементов создавать построение, комбинировать старые и новые сочетания и составляет основу творчества» [47, с. 19]. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец [11, 24 и др. ] рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям [11].

Под словесным творчеством мы вслед за О. С. Ушаковой понимаем «продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов, слов и т. п.» [42, с. 4].

«В основе словесного творчества, – отмечает О. С. Ушакова, – лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы» [42, с. 5]. Данное положение имеет особое значение для нашего исследования в связи с тем, что оно должно еще раз подтвердить положение о тесной взаимосвязи между развитием словесного творчества и обучением детей дошкольного возраста рассказыванию.

Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений детей [42, с. 19].

Рассматривая словесное творчество дошкольников как начальную ступень их литературного развития, методисты считают, что только хорошо усвоенные навыки словесного творчества могут в будущем стать основой элементарного словесного творчества [47, с. 68].

В психолого-педагогической литературе встречается довольно обширный список исследований, посвященных проблеме словесного творчества дошкольников : А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., а также работ, рассматривающих проблемы развития речи на занятиях по ознакомлению с художественной литературой: А. М. Бородич, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, Л. М. Гурович, С. М. Чемортан, Н. В. Гавриш.

Цель данной работы – определить педагогические условия эффективного развития словесного творчества детей 5-6 лет в процессе обучения рассказыванию.

Объект исследования – процесс развития речи и словесного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования элементарных навыков словесного творчества в процессе обучения детей 5-6 лет рассказыванию.

Гипотеза исследования: развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе обучения рассказыванию будет эффективным при соблюдении следующих условий :

- интеграция разных видов деятельности детей (художественной, речевой, творческой продуктивной);

- учет особенностей восприятия художественных произведений детьми 5-6 лет;

- включение программного чтения в различные формы воспитательно-образовательного процесса;

- ориентация педагога на развитие поэтического слуха, использование приемов работы, способствующих формированию у детей критического отношения к художественным средствам, использованным автором в произведении и эмоционального отношения к содержанию прочитанного (беседа, объяснение новых слов и фраз, повторное чтение, показ иллюстрации и др., и активизации их в самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Задачи исследования:

1) актуализировать содержание понятия «словесное творчество» в психолого-педагогической и методической литературе;

2) изучить особенности развития детского словесного творчества;

3) определить уровень развития связной речи и словесного творчества детей 5-6 лет;

4) организовать целенаправленную работу по развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию;

5) проанализировать результаты исследовательской работы.

Методологической основой исследования послужили:

- положения теории речевой деятельности, сформулированной в трудах Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина [11, 35];

- положения психологии о формировании словесного творчества на основе комбинирующей деятельности воображения; о творческом воображении как сложном психическом процессе, неразрывно связанном с жизненным опытом ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец) [11, 24];

- методическое положение о тесной взаимосвязи между развитием словесного творчества и литературным развитием детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова) [42].

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1) теоретические (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования);

2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, анализ речевой деятельности);

3) экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).

Экспериментальную базу исследования представляет МДОУ «Детский сад № 88» г. о. Саранск Республики Мордовия.

Структура работы: итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Публикации по теме:

Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека ребенка. Многие способности и чувства, которыми.

Тестопластика как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста Тестопластика - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста. Тестопластика - одна из самых популярных техник среди мастеров.

«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар-практикум) «Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар – практикум) Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она.

Фотоотчет о творчестве детей старшего дошкольного возраста «Корзина с цветами»Фотоотчет о творчестве детей старшего дошкольного возраста «Корзина с цветами» Весна- прекрасное время года! Пробуждается от долгого зимнего сна все живое. Поднимается настроение,хочется творить что-то необыкновенное.

Практикум «Развитие двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с воспитателем»Практикум «Развитие двигательного творчества у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с воспитателем» Здорово, когда можно поделиться опытом своей работы в рамках сетевого взаимодействия педагогических работников дошкольных образовательных.

Проект «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста» ПРОЕКТ Тема проекта: «Развитие детского изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста». Актуальность: Актуальность.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Рабочая программа «Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают.

Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель первой.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 19:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словесного творчества детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Суркова (УИ 1114356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД